$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Банки и расчеты

Цели и рейтинги особого института

29.07.2016

Правление Банка развития в расширенном составе подвело итоги работы за I полугодие т.г., а агентство Standard & Poor’s подтвердило рейтинги банка на уровне «В-/В»; прогноз – «Стабильный».

В 2016 г. Банк развития Республики Беларусь (БРРБ) завершил первую среднесрочную стратегию, утвержденную Наблюдательным советом, сообщил руководитель БРРБ Сергей Румас. По его мнению, банк действительно состоялся как значимый в масштабах страны финансовый институт. В каждом из направлений деятельности значительно увеличилось количество используемых инструментов поддержки отраслей экономики. Наряду со стандартными функциями института развития есть специальные: управление семейным капиталом и активами предприятий деревообработки.

Целевая задача БРРБ на пятилетку – наращивание объемов долгосрочного финансирования экономики всеми доступными путями, заявил С.Румас.

Пока за I полугодие т.г. объем финансирования БРРБ экономики увеличился на 4% и достиг 37,4 трлн. Br (здесь и далее – до деноминации), сообщила заместитель председателя правления Наталья Ясинская. На финансирование инвестпроектов в рамках реализации государственных программ и мероприятий в январе–июне направлено более 2 трлн. Br, что не превышает установленный для БРРБ постановлением Совмина от 8.02.2016 № 103 полугодовой лимит выдачи директивных инвестиционных кредитов.

Наибольшие суммы кредитов выделены ОАО «Промагролизинг» для закупки техники для последующей ее передачи в лизинг, строительство третьей линии Минского метрополитена, второй кольцевой автодороги вокруг г. Минска, строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для ввода жилых домов. Объем выданных БРРБ в I полугодии экспортных кредитов составил 972 млрд. Br в эквиваленте. В частности, БРРБ продолжает финансирование поставок автокомпонентов холдинга «БАТЭ» в Россию, техники МТЗ, МАЗ, продукции Белагромаш и Минского моторного завода на Кубу.

Новым источником финансирования инвестпроектов могут стать средства Государственного банка развития Китая. Сейчас в высокой степени готовности находятся документы по инвестпроектам на общую сумму 133 млн. USD.

На фоне активного роста объемов кредитования удается удерживать в допустимых пределах уровень проблемной задолженности в кредитном портфеле БРРБ, который на 1 июля т.г. составил 1,4%.

При финансировании малого и среднего бизнеса объем предоставленных банкам-партнерам ресурсов составил на 1 июля т.г. почти 630 млрд. Br. Профинансировано 549 проектов на сумму 2,2 трлн. Br. С декабря 2015 г. БРРБ предлагает отдельный продукт поддержки старт-ап компаний. Он пользуется повышенным спросом: за 6 месяцев по нему выдано ресурсов банкам-партнерам на сумму 43 млрд. Br.

Согласно опубликованным данным нормативный капитал БРРБ на 1 июля т.г. составил 12 552,9 млрд. Br (626 млн. USD), активы – 55 469,2 млрд., объем кредитного портфеля юридических лиц – 33 103,3 млрд., прибыль с начала года – 878,5 млрд. Br.

Тем временем агентство Standard & Poor’s подтвердило 25 июля рейтинги Банка развития на уровне «В-/В»; прогноз – «Стабильный».

При этом в резюме S&P отмечается, что БРРБ пользуется преимуществами, связанными с «практически безусловной» вероятностью получения экстраординарной поддержки со стороны правительства, в отличие от других организаций, связанных с государством. При этом такая поддержка будет достаточной для обслуживания финансовых обязательств банка в случае необходимости. Это обусловлено «неразрывной» связью БРРБ с правительством, тем фактом, что его 100-процентным конечным собственником является государство, а также тем, что в прошлом банк получал регулярные вливания в капитал из госбюджета. К тому же правительство несет субсидиарную ответственность по всем облигациям БРРБ. В наблюдательный совет банка входят ключевые представители государства, в т.ч. премьер-министр республики, что позволяет государству осуществлять тщательный контроль деятельности БРРБ. Банк имеет особый юридический статус. С августа 2016 г. БРРБ будет подлежать надзору со стороны Нацбанка, однако в особом порядке, отличающемся от применяемого к другим банкам. Учитывая небольшой объем коммерческого долга БРРБ (0,3% ВВП) по сравнению с объемом долга остального госсектора (более 10% ВВП), S&P полагает, что в первую очередь правительство будет оказывать экстренную поддержку БРРБ, а не другим госпредприятиям.

В S&P отмечают «критически важную» роль этого банка в решении задач государственной политики. Он предоставляет долгосрочные кредиты в рамках госпрограмм, и эти функции не могут выполняться другими банками на коммерческих условиях. На долю БРРБ приходится более 5,5% ВВП, более 7% совокупных активов банковской системы и около 50% корпоративного кредитования в рамках госпрограмм. БРРБ является основным агентом в некоторых секторах, которые государство считает важнейшими для развития белорусской экономики, в т.ч. транспортной инфраструктуры и АПК. В 2016 г. БРРБ стал единственным источником новых субсидированных кредитов в Беларуси.

Оценка S&P показателей капитализации и прибыльности БРРБ как «адекватных» отражает вливания капитала от государства в размере 2 трлн. Br (примерно 130 млн. USD) в 2015 г. При этом бизнес-позиция банка оценивается агентством как «адекватная», позиция по риску – «умеренная», показатели фондирования – «средние», ликвидности – «адекватные». Поэтому собственная кредитоспособность банка характеризуется на уровне «B-».

Прогноз «Стабильный» по рейтингам БРРБ отражает аналогичный прогноз S&P по суверенным рейтингам Беларуси. Рейтинги банка могут измениться вместе со страновыми, но могут быть скорректированы и в случае ослабления его связей с правительством или уменьшения его роли или понижения оценки кредитоспособности.

Автор публикации: Константин АЛЕХИН


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях