Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Мнения
13.07.2004
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

CALS-ТЕХНОЛОГИИ - еще одна панацея или очередная профанация?

Моделей управления, считающихся верхом совершенства с точки зрения их идеологов и апологетов, немало. Одна из самых свежих - CALS-технологии, которые преподносятся как панацея от всех проблем, возникающих при работе любой организации на рынке.
Моделей управления, считающихся верхом совершенства с точки зрения их идеологов и апологетов, немало. Одна из самых свежих - CALS-технологии, которые преподносятся как панацея от всех проблем, возникающих при работе любой организации на рынке.

Некоторые авторы "НЭГ" (см. № 32 от 2004-05-24г., с. 20) даже считают слабое применение этих технологий причиной крупных неудач белорусских предприятий. Более того, во многих официальных рекомендациях постоянно продвигается идея об обязательном использовании подобных "рецептов" в текущей деятельности предприятий. Директорский корпус Беларуси подталкивают к применению CALS-технологий без соответствующего доказательства их эффективности даже на примерах западных предприятий. Поэтому в сегодняшней публикации мы и постараемся пояснить основные положения данных подходов, дабы помочь руководителям сформировать свое отношение к предлагаемым технологиям.

1. История вопроса

Развитие бизнеса в мире шло таким образом, что наилучшие методы оптимального и эффективного управления были отработаны и внедрены в Японии на базе разработок американских ученых Э. Деминга и Дж. Джурана. Простое воспроизведение внешне несложных японских подходов на американских и европейских фирмах без учета философских и технологических положений оказалось безуспешным. Подходам Деминга и Джурана американские промышленники противопоставили автоматизацию, основанную на моделировании процессов, которое строилось таким образом, чтобы количество ошибок было минимальным, а эффективность бизнеса - максимальной. Кроме того, в 80-х годах прошлого столетия появились различные интерпретации теорий Деминга и Джурана под разными названиями.

Так как при этом игнорировался главный принцип подходов Деминга и Джурана, заключающийся в делегировании ответственности и полномочий на уровень рабочих и рядовых инженеров, проблема информационного обеспечения централизованного управления постоянно усложнялась по мере роста сложности процессов, изделий и услуг. Поэтому возникли поэтапно: MRP (Material Requirements Planning), MRP II (Manufacturing Resource Planning), ERP (Enterprise Resource Planning), CRP (Customer Relations Planning). Для их проектирования и внедрения на предприятиях были необходимы специальные инструменты, которые и были созданы на основе идей американского военного специалиста Дугласа Росса. Эти идеи, предназначенные исключительно для нужд Министерства обороны США, вначале возникли в виде методологии структурного анализа бизнеса и деятельности SADT (Structured Analysis and Design Technique). В дальнейшем на основе этой методологии был принят стандарт IDEF0 (IDEF=ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing) Definitions), предназначенный для моделирования бизнес-процессов. На базе таких подходов был разработан целый класс программно-технологических средств, получивший аббревиатуру CASE (Computer Aided Software Engineering). Учитывая огромное разнообразие подходов к моделированию процессов, а также вариантов их информационной реализации, Департамент обороны США в 80-х годах прошлого века был вынужден создать единую технологию информационных связей, получившую название CALS-технологии.

Расшифровка этой аббревиатуры несколько раз менялась: 

1985-1988гг. - Computer Aided of Logistic Support;

1988-1993гг. - Computer Aided Acquisition & Lifecycle Support;

в 1995 году под влиянием американских компаний, наиболее широко применяющих эти методы, CALS стал расшифровываться как Commerce At Light Speed, т.е. бизнес со скоростью света. Такая интерпретация чисто информационного инструмента обусловлена его выходом за пределы одного предприятия и возможностью объединения информационных баз различных предприятий в рамках интернет-технологий.

На самом деле CALS-технологии создавались и развивались как инструмент такого моделирования и дальнейшей автоматизации управления процессами, который позволил бы создавать программные продукты, наилучшим образом удовлетворяющие требования пользователей. Для того чтобы автоматизация не ухудшила ситуацию на предприятии, автоматизируемые процессы должны быть каким-то образом оптимизированы. Радикальная оптимизация процессов достигается реинжинирингом, технология которого была разработана в конце 80-х годов прошлого века в США. Для этого используются CASE-средства, являющиеся составной частью CALS-технологий. Так как все перечисленные методологии повышения эффективности бизнеса до сих пор не позволили достичь результатов, которых добились последователи Деминга и Джурана (в первую очередь японские компании), развитие всех методов, как и CALS-технологий, интенсивно продолжается. В качестве базы для развития принимаются международные стандарты, описывающие эти подходы.

2. Стандарты CALS-технологий

Целью разработки стандартов CALS является единая индустриальная информационная инфраструктура, позволяющая осуществлять информационный обмен и продвижение передовых бизнес-технологий в глобальном масштабе. Стандарты CALS-технологий основаны на принципах Международной Организации по Стандартизации (ISO) и объединены в серию 10303, известную под неофициальным названием STEP (Standards for the Exchange of Product model data). К стандартам CALS-технологий относятся также ISO 8879 (представление текстовой информации) и 10744 (передача текстовой информации), FIPS 183 (IDEF/0), FIPS 184 (IDEF/1X). Первые стандарты серии появились в 1994 году, а сегодня их насчитывается более 20.

Главное назначение этих стандартов - компьютерное представление и обмен данными о продуктах в виртуальном пространстве. Эти стандарты, во-первых, устанавливают единые правила обмена информацией в цифровом представлении. Во-вторых, представляют общую философию CALS и их взаимоотношения с TQM. В-третьих, они устанавливают единую терминологию. И, наконец, стандарты определяют единые требования к представлению текстов, графиков, информации, передаче и хранению данных, документации и организации приложений.

Главное достоинство стандартов ISO 10303 заключается в их совместимости со стандартами серий 9000 (системы менеджмента качества) и 14000 (системы управления окружающей средой), поддержке системами CAD/CAM и PDM, а также в их очевидной направленности на создание единого информационного пространства в глобальной системе движения потоков. В системе российского госстандарта уже выпущена большая часть аутентично переведенных стандартов данной серии.

3. Место в бизнесе и эффективность применения CALS-технологий

Таким образом, CALS-технологии являются тем инструментом, который может быть использован для управления информационными потоками на предприятии и за его пределами наряду с другими технологиями улучшений. Эти технологии, популярные в Европе и США, применяемые для других компонентов бизнеса, приведены на рис. 1. Применение указанных технологий дает максимальный эффект при комплексном подходе, когда все организуется в рамках единой системы. Поэтому системная организация улучшений бизнеса путем согласованного применения системообразующих технологий, основанных на требованиях ИСО 900Х, брэнд-менеджмента и CALS-технологий дает наибольший эффект. Это видно и из подходов японских менеджеров к технологиям улучшений, схема которых приведена на рис. 2.

Несистемный подход к улучшениям, заключающийся, например, в выдергивании одного из элементов CALS-технологии - IDEF/0/1X для оптимизации процессов при реинжиниринге, дает эффект только в 30-40% случаев. Максимальный эффект достигается при использовании технологий IDEF/0/1X в процессе создания автоматизированных систем управления классов MRP, MRP II, ERP, CRP, но только для создателей и внедренцев этих систем, а не для пользователей. Применение этих технологий для представления процессов в рамках систем менеджмента качества (СМК) по ИСО серии 9000 значительно усложняет их использование и снижает и так не очень высокий эффект от постановки (СМК) в европейской версии. Поэтому вызывают удивление настойчивые рекомендации белорусских ученых и чиновников применять IDEF/0/1X при документировании процессов в СМК по ИСО 9001:2000.

Возвращаясь к идеям применения CALS-технологий в нашей республике, мы можем сказать, что этот процесс уже давно активно идет на уровне бизнеса. Привлечение к этому процессу государства целесообразно лишь в отношении присоединения к одному из многих соглашений и форумов по CALS. Лучше, чтобы эта инициатива исходила не от правительственной, а от общественной организации, например РОО "Информационное общество". Крупные белорусские предприятия, работающие в области информационных технологий (например, Белхард, Белсофт, АйБиЭй, НИИЭВМСервис), вынуждены применять современные CALS-технологии. Плохо, что производственные предприятия не подходят системно к использованию наработок информационных предприятий, как это показано на рис. 1 и 2.

В принципе, любое предприятие, имеющее или ставящее системы класса ERP или CRP и работающее по своим коммерческим и другим операциям в Интернете, вполне может считаться применяющим CALS-технологии. Поэтому весьма сомнительна причина отказа в заключении контракта вьетнамских покупателей с ПО "БелАЗ" из-за отсутствия на предприятии применения CALS-технологии. На этом предприятии активно внедряется система BAAN класса ERP, что автоматически ставит его в число приверженцев CALS-технологии. Другой вопрос, что применение информационного инструмента любой сложности не повысит эффективности бизнеса, который несистемно подходит к проблемам улучшения. Наверное, нужно говорить о необходимости комплексного подхода к реформированию бизнеса, учитывая и формы собственности, и законодательные проблемы. Но об этом в других материалах.