Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
11.01.2002 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЮРОКРАТИЯ держит оборону

Одной из "болевых" точек отечественной бизнес-среды по-прежнему остается процедура государственной регистрации хозяйствующих субъектов, прежде всего юридических лиц...
Одной из "болевых" точек отечественной бизнес-среды по-прежнему остается процедура государственной регистрации хозяйствующих субъектов, прежде всего юридических лиц. Этот барьер вхождения в конкурентное поле оказывается едва ли не самым серьезным для начинающих предпринимателей и довольно сложным для многих уже давно и неплохо работающих малых предприятий.

НАДО сказать, что порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, родившийся три года назад в недрах главного налогового ведомства страны и являвший собой воплощение крайнего бюрократизма, претерпел на сегодня весьма существенные изменения. Однако анализ практики оформления деятельности как новых юридических лиц, так и приведения в соответствие с требованиями законодательства учредительных документов действующих предприятий и организаций свидетельствует, что существующий порядок регистрации по-прежнему препятствует быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, способствует развитию местничества и бюрократии, а также требует со стороны заявителей значительных затрат времени и средств. Все это стало одной из причин сворачивания легального частного бизнеса, усиления тенденций перетока его субъектов в сектор индивидуального предпринимательства, где вышеуказанные процессы осуществляются быстрее и дешевле. Так, на 1 января 2001г. в стране насчитывалось 30 387 так называемых коммерческих структур (ООО, ОДО, частных предприятий) и 158 391 индивидуальных предпринимателей. На 1 декабря прошлого года эти цифры составили соответственно 28 595 и 179 677.

Таким образом, за последний год число субъектов организованного бизнеса сократилось на 6%, а число индивидуальных предпринимателей выросло на 13%. Данный факт свидетельствует о наличии серьезных проблем в социально-экономической системе общества, поскольку по истечении 10 лет экономических реформ наблюдается явный "крен" в сторону стихийного предпринимательства. И среди этих проблем одно из центральных мест занимают вопросы, касающиеся регистрации бизнеса, а именно:

-- ее разрешительный характер, возлагающий ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган. Это объективно рождает стремление чиновников требовать от заявителя максимум документов в целях не только выявления истинных планов и устремлений будущего субъекта, но и обеспечения формальной самозащиты от его недобросовестности;

-- сложность и запутанность самой процедуры, обусловленные нечеткостью формулировки ряда положений и наличием отсылочных норм, допускающих возможность их вольного толкования "на местах" (в части перечня документов, представляемых на регистрацию, предусмотренных уставом видов деятельности, изменения состава учредителей и др.);

-- значительные суммы расходов на перерегистрацию или создание новой организации, вызванные довольно высоким минимальным размером уставных фондов, необходимостью представления нотариально заверенных документов как в регистрирующие, так и в налоговые органы, а также запретом регистрации в жилых помещениях многоквартирных жилых домов.

Последнее диктует необходимость иметь отдельный офис. Однако отсутствие в стране рынка недвижимости привело к формированию монопольно высоких ставок арендной платы, что оборачивается для субъектов довольно весомыми затратами. И это даже в тех случаях, когда наличие отдельного помещения не обусловлено спецификой деятельности организации: когда фирма занимается, например, выполнением печатных работ, оказывает компьютерные или дизайнерские услуги и т.д. При этом помещение фактически надо забронировать еще до регистрации и, естественно, не бесплатно: на два месяца заключается договор, гарантирующий предоставление его в аренду. Например, ГХУ Управления делами Президента Республики Беларусь установило ставку арендной платы на этот период в размере 10 USD за один квадратный метр общей площади независимо от профиля деятельности будущей организации;

-- множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц: облисполкомы, МИД, Национальный банк, Комитет по надзору за страховой деятельностью, администрации СЭЗ -- в результате чего отсутствует единообразие в самой процедуре регистрации;

-- длительность процедуры как регистрации, так и ликвидации организаций. Практика свидетельствует, что в среднем процесс регистрации занимает не менее двух месяцев, а ликвидации -- от трех до шести месяцев (при благоприятном стечении обстоятельств). Однако факт получения свидетельства о регистрации не означает возможность начала деятельности. После этого начинается процесс постановки на учет в налоговых органах, в органах статистики, в фонде социальной защиты населения, открытие расчетного счета, получение лицензий, сертификатов и т.д. При постановке на учет в налоговых органах учетный номер налогоплательщика присваивается через 10 дней, а еще только через 10 дней можно получить дубликат УНН -- основной документ для открытия расчетного счета. В целом от подачи документов до начала реальной работы проходит почти полгода.

ИЗЛОЖЕННЫЕ проблемы в силу крайней своей актуальности не могли не обсуждаться во время встречи Президента страны с представителями деловых кругов, а также в ходе недавних парламентских слушаний по вопросам предпринимательства. И все в большей мере мнения как властей, так и представителей бизнеса сходятся на необходимости разработки и принятия специального закона, регулирующего данную область отношений и обеспечивающего их прозрачность и единообразие на территории всей страны. Советом по развитию предпринимательства при поддержке представительства ООН в Беларуси в настоящее время ведется работа по формированию концептуальных направлений новой системы регистрации. С этой целью проведено анкетирование руководителей и сотрудников, регистрирующих органов, субъектов, оказывающих услуги в этой области, а также хозяйствующих субъектов. С представителями регистрирующих органов проведен "круглый стол", а также изучены соответствующее законодательство и практика стран Содружества -- России, Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана.

Отличительной чертой нормативной базы, регламентирующей регистрационные процедуры в указанных странах, является установление низкого "порога" вхождения в бизнес при одновременном повышении ответственности учредителей за непредставление, несвоевременное представление либо представление ложных сведений регистрирующему органу.

В России с принятием закона "О государственной регистрации юридических лиц" было положено начало практической реализации программы дерегулирования экономической деятельности.

Перечислю основные принципы данного закона:

единый заявительный порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической деятельности. При этом закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы. Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации;

осуществление регистрации в единой системе органов по общим правилам, действующим на всей территории страны. Госрегистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, а реестр ведется регистрирующим органом в порядке, установленном правительством страны. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков;

упрощение процедуры представления документов на регистрацию. Документы представляются уполномоченным лицом либо отсылаются по почте с описью вложения и объявленной ценностью. При этом нотариально удостоверяется лишь подпись заявителя. Последний удостоверяет своей подписью заявление, подтверждающее, что все представленные документы соответствуют законодательству, а указанные сведения достоверны;

исчерпывающий перечень документов, представляемых на регистрацию, а именно: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы, для иностранных учредителей -- выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное доказательство юридического статуса, документ об уплате государственной пошлины. При этом законодательно запрещается требовать иные документы, кроме указанных в законе;

обязанность регистрирующего органа (а не заявителя) представлять в налоговые органы данные о регистрации юридического лица. Установленный срок -- 5 дней с момента госрегистрации;

ответственность заявителя (а не регистрирующего органа) за соответствие законодательству документов, представленных на регистрацию;

исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, а именно: непредставление указанных в законе необходимых для регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе должно быть принято в сроки, установленные для регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Нарушение установленного порядка влечет за собой ответственность регистрирующих органов и возмещение ими причиненного ущерба.

ПОРЯДОК регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Украине регламентирован постановлением Кабинета Министров. Регистрацию субъектов, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, осуществляют районные (городские) исполнительные комитеты, а также администрации городов Киева и Севастополя.

Подача документов осуществляется как непосредственно заявителем, так и по почте.

Важнейшим документом в перечне представляемых для регистрации юридического лица, наряду с уставом, является регистрационная карточка субъекта предпринимательской деятельности, которая служит для учета юридического лица не только в регистрирующем органе, но и в налоговых органах и органах статистики. Образец регистрационной карточки утвержден правительством Украины. Одновременно она является заявлением на государственную регистрацию и заполняется лично заявителем.

Ответственность за соответствие учредительных документов законодательству несет собственник или уполномоченные им лица, которые подают документы для государственной регистрации.

В срок, не превышающий пяти рабочих дней, регистрирующий орган обязан выдать свидетельство о госрегистрации, внеся данные регистрационной карточки в реестр субъектов предпринимательской деятельности. По просьбе заявителя государственная регистрация может быть осуществлена за один день. Размер госпошлины увеличивается при этом в три раза.

В течение пяти дней со дня госрегистрации регистрирующий орган обязан направить копию регистрационной карточки субъекта (с отметкой о государственной регистрации) в налоговую службу и орган госстатистики, а также сообщить в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

В случае изменения названия, организационно-правовой формы или формы собственности субъекта предпринимательской деятельности последний обязан в месячный срок подать в регистрирующий орган соответствующие документы об изменениях и сделать публикацию в печатных средствах массовой информации.

Регистрация изменений и дополнений также осуществляется в 5-дневный срок. Сведения о внесенных изменениях регистрирующий орган подает в налоговые и статистические органы в форме изменений в регистрационную карточку юридического лица.

ЧТО касается Казахстана, то здесь регистрация юридических лиц регулируется указом президента страны, а также правилами, утвержденными комитетом регистрационной службы министерства юстиции. Указанный комитет, который имеет свои структуры на местах, осуществляет госрегистрацию субъектов. В компетенции Минюста находится ведение единого государственного регистра юридических лиц, методическое руководство процедурой регистрации, рассмотрение жалоб и представление информации контролирующим органам о зарегистрированных юридических лицах.

В части перечня представляемых на регистрацию документов особенностью Казахстана является необходимость справки из налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет у субъекта хозяйствования, выступающего в качестве учредителя другого юридического лица, а также документов, подтверждающих наличие юридического адреса, за исключением субъектов малого предпринимательства.

Общий срок регистрации юридических лиц и обособленных подразделений -- 15 дней, общественных объединений -- 10 дней, субъектов малого бизнеса -- 3 дня.

Основанием для отказа в регистрации может быть нарушение порядка образования юридического лица, несоответствие представленных документов законодательству либо наличие у учредителя -- юридического лица задолженности по налогам. Если выявлена некомплектность документов, регистрация приостанавливается до формирования полного пакета.

Данные о зарегистрированном субъекте в течение 10 дней сообщаются в налоговый орган и орган статистики.

Как видим, Беларусь существенно выделяется на этом фоне. Причем наши отличия имеют фундаментальный характер. Поэтому отдельные, "косметические" правки действующего Положения о госрегистрации не могут изменить ситуацию, пока принцип разрешения не будет заменен системой уведомления регистрирующего органа о намерении начать собственное дело, а ответственность за представленные документы, как и за соблюдение их требований в будущем, будет возложена только на создателей предприятия.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by