$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Бюрократический императив бухучета

04.09.2009

До конца года осталось не так много времени, а выбор пути реформирования бухучета в Беларуси так и не сделан — ни в сторону перехода на международные стандарты финансовой отчетности, ни категорического отказа от них. Пока определяет позиция, что можно внести отдельные корректировки в некоторые инструкции Минфина, уточнить или разъяснить кое-какие нормы, не изменяя ничего по существу, а также обязать ряд предприятий составлять отчетность по МСФО и этим ограничиться. Суть действующей системы белорусского бухучета остается прежней.

Простота хуже…

Год назад премьер-министр С.Сидорский дал указание принять меры по упрощению бухучета. Оказалось, что выполнить это требование не так-то просто. Ведь основная задача бухучета — обеспечение заинтересованных пользователей сопоставимой и объективной информацией о финансовом положении и результатах деятельности субъектов хозяйствования — занимает лишь небольшую часть рабочего времени бухгалтеров. Куда больше сил отнимает оформление бесчисленных первичных учетных документов, справок, налоговой и статистической отчетности, расчеты, которые самим субъектам хозяйствования не нужны. Но любая попытка минимизировать эти процедуры блокируется различными ведомствами, уверенными в том, что именно они блюдут при этом государственные интересы. При этом МНС согласно, что единая тарифная сетка необязательна, но убеждено в необходимости строжайшего контроля за бланками строгой отчетности. Минэкономики готово пожертвовать БСО, но отстаивает сохранение обязательного составления калькуляций и т. п. Диагноз такого отношения к бухучету поставил Людвиг фон Мизес: «В условиях государственного вмешательства в бизнес целостная государственная политика давно распалась на плохо скоординированные части… Сегодня в большинстве стран каждое министерство придерживается собственного курса, противодействуя усилиям других министерств». И ни один госорган не задумывается, во что обходятся его требования субъектам хозяйствования. Практически учетный процесс на любом предприятии в Беларуси в основном состоит в подготовке к очередной проверке, а законодательство направлено не столько на создание благоприятных условий развития бизнеса, сколько на обеспечение комфортной работы ревизора. Задачи составления финансовой отчетности (именуемой у нас бухгалтерской) находятся на втором плане. Неудивительно, что большинство нормативных правовых актов по бухучету, в отличие от МСФО, по-прежнему содержат указания именно по регулированию учетного процесса, но не по составлению бухгалтерской отчетности. А попытки упростить, например, оформление накладных или расчет зарплаты, оборачиваются лишь дополнительными хлопотами по переналадке одной бюрократической процедуры на другую, немного менее трудоемкую (что компенсируется хлопотами переходного периода), но столь же бюрократическую.

Когда-то В. И. Ленин уверял, что «учет и контроль — это основное условие организации и правильного функционирования общества». Но этот важнейший процесс, по мнению вождя пролетариата, «упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответствующих расписок». Впрочем, Ильич, как писал Л.фон Мизес, «не представлял себе тех трудностей, которые неизбежно приходится преодолевать при любой системе общественной организации, когда дело касается производственного процесса: неизбежная ограниченность факторов производства; невозможность заранее знать условия, которым должно соответствовать производство; необходимость выбрать из огромного множества технологических методов, пригодных для достижения заранее спланированных целей, те, которые в наименьшей степени противоречат этим целям, т. е. такие, при которых издержки производства будут минимальными». На те же грабли наступили и белорусы.

Что немцу здорово…

Одной из главных проблем бухучета является первичная учетная документация и прежде всего институт бланков строгой отчетности. Их количество и требования к ним в немыслимой степени превышают существующие, например, в России, Украине, Молдове. «Сложность» отечественного бухучета в значительной степени задается ст.9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», придающей первичному учетному документу излишне важную роль. А ведь еще в XIX веке Герстнер сформулировал критерий бухгалтерской правды: «Если закон абсурден, а первичные документы содержат фальсификацию, баланс все равно правдив».

К сожалению, избавление постановлением Совмина от 4.07.2009 № 890 от необходимости подавать в инспекции МНС заявки на приобретение бланков строгой отчетности эту проблему не решает. Облегчить жизнь предприятиям может отмена нынешних требований к БСО. Накладные, счета-фактуры по НДС, кассовые ордера и т. д. в России и других странах СНГ предприятия изготавливают сами, но это не подрывает экономическую безопасность этих стран. И если факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, это ни при каких обстоятельствах не должно быть основанием для непризнания данного факта из-за отсутствия такого документа или нехватки в нем каких-либо реквизитов. И если эти упущения не влекут общественно опасных последствий — хищений или неуплаты налогов, то и поводом для наложения штрафов они не должны являться.

В странах с рыночной экономикой сегодня отчетность служит не столько для подсчета прибыли, сколько для определения стоимости компании, которая стала обобщенным показателем успешной работы. У нас самоцелью стали отдельные показатели, которые задаются государством. Но взаимоисключающие требования, вроде роста объемов производства при одновременном снижении складских запасов и увеличении выручки, в нынешних условиях, скорее, будут выполняться с помощью бухгалтерских манипуляций, чем реальными процессами производства и реализации продукции. Ведь наши предприятия не заинтересованы в создании своей стоимости.

Неудивительно, что стоимость активов (как основных, так и оборотных) оказалась предметом манипуляций государства, разрешающего или запрещающего переоценку в зависимости от того, какие показатели желательно сегодня обеспечить, невзирая на объективные данные, обусловленные ситуацией на рынках. В результате ни предприятия, ни правительство не располагают достоверными сведениями о стоимости имущества и финансовых результатах.

Несомненно, регулярно определять рыночную (справедливую по терминологии МСФО) стоимость активов — дело хлопотное. А отражение убытков от обесценивания активов и обязательств чревато признанием порой весьма неблагополучного положения дел на отдельных предприятиях и в экономике в целом. Но если в Беларуси регулярные переоценки сочли нецелесообразными, то за рубежом им уделяется все больше внимания. Так, правительства стран G-20 требуют от Совета по МСФО усовершенствовать методологию определения справедливой стоимости, которая, по-видимому, станет еще сложнее. А мы, наоборот, стремимся упростить бухучет, хоть и не можем определить, в чем эта простота должна заключаться…