Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Резонанс
10.01.2014 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЮДЖЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ©

Доходы бюджета Фонда социальной защиты населения в текущем году прогнозируются в сумме 95 трлн. Br, из них 92,4 трлн. составят взносы на государственное социальное страхование. Расходы оцениваются в 93,6 трлн. Br, из которых свыше 72 трлн. — на пенсионное обеспечение. Таковы основные показатели вступившего с 1 января т.г. в силу Закона от 31.12.2013 № 97-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год».

 

Доходы бюджета Фонда социальной защиты населения в текущем году прогнозируются в сумме 95 трлн. Br, из них 92,4 трлн. составят взносы на государственное социальное страхование. Расходы оцениваются в 93,6 трлн. Br, из которых свыше 72 трлн. — на пенсионное обеспечение. Таковы основные показатели вступившего с 1 января т.г. в силу Закона от 31.12.2013 № 97-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год».

По отношению к ВВП доходы бюджета фонда составят почти 13%. Взносы на профессиональное пенсионное страхование превысят 983,3 млрд. Br. Особенностью этого года стало выделение субвенций из республиканского бюджета в счет компенсации расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в сумме 1328 млрд. Br. Ранее эти расходы целиком нес фонд.

Неналоговые доходы бюджета фонда включают доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования — 166,5 млрд. Br, доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в уполномоченном банке — 590 млрд., прочие неналоговые доходы — 547 млрд. Br.

Пенсионное обеспечение составляет 77% расходов фонда. Эта сумма, по словам министра труда и соцзащиты Марианны Щеткиной, рассчитана исходя из количества получателей пенсий (которых в республике более 2,5 млн.), а также коэффициента замещения, который должен быть не менее 40% (по расчетам, в 2014 г. — 40,3%).

На выплату пособий семьям, воспитывающим детей, а также в связи с рождением ребенка будет направлено 11 трлн. Br, по беременности и родам — 1,8 трлн., а на оплату услуг по выплате и доставке пенсий и пособий — 840 млрд. Br. Из бюджета фонда будет осуществляться также финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления населения (552,4 млрд. Br), специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов (207,2 млрд.) и программы занятости (247 млрд. Br). Матпомощь нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам предусмотрена в размере 36 млрд. Br, выплаты дополнительных профессиональных пенсий — 25,6 млрд., пособия по временной нетрудоспособности — 6,1 трлн., или 6,6% расходов бюджета фонда. Кстати, как отметила М.Щеткина на расширенном заседании постоянных комиссий Палаты представителей, «это очень большая цифра, которая, к сожалению, не падает, и даже растет». По ее словам, средний больничный лист составляет 8 дней на работающего.

Озабоченность министра понятна. Бюджет фонда сформирован на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики в 2014 г., его выполнение зависит от эффективности работы всех отраслей. Но ситуация в экономике не дает повода для оптимизма. Тем более что в прошлом году уже наблюдался рост просроченной задолженности по платежам в ФСЗН. Естественно, что Минтруда ищет источники экономии.

Отвечая на вопросы депутатов, М.Щеткина сообщила, что увеличивать пособие по безработице не планируется, так как в Беларуси «есть рабочие места и возможность трудоустройства». Напомним, для того чтобы получить пособие по безработице, размер которого составляет сегодня 119 тыс. Br (в России — 120 USD в эквиваленте), необходимо выполнить ряд условий, в т.ч. принять участие в общественных работах. Пособие получают лишь около 40% из 21,9 тыс. зарегистрированных безработных.

Министр не смогла назвать число тех, кто, достигнув пенсионного возраста, продолжает в соответствии с Указом от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» работать без оформления пенсии, для того чтобы в будущем увеличить ее размер. Такая статистика не ведется.

В парламенте была также затронута проблема повышения минимального трудового стажа для начисления пенсии по возрасту. С января 2014 г. в соответствии с Указом от 3.09.2013 № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования» право на трудовую пенсию предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты населения не менее 10 лет. Министр проинформировала, что правительство и в дальнейшем планирует поэтапно увеличивать минимальный стаж. По такому же пути пошли и в Российской Федерации, но там, как признала М.Щеткина, поступили «более мягко». Действительно, в России минимальный страховой стаж с 5 до 15 лет будет повышаться в течение 10 лет: с 2015 г. его увеличат с 5 до 6 лет, затем до 7 и т.д. Десятилетний переходный период предоставлен для того, чтобы работники смогли перестроиться и приспособиться к нововведениям.

Анна ФЕДОРОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений