$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Бюджет скоростного чтения

07.10.2016

На этой неделе депутаты Палаты представителей приняли в I и II чтении проект закона «О республиканском бюджете на 2017 год» и поправки в Налоговый кодекс. Таким образом, есть хорошие шансы, что бизнес успеет ознакомиться с изменениями в налоговом законодательстве заблаговременно, а не в канун Нового года.

В сентябре оба законопроекта обсуждались на заседаниях всех постоянных комиссий, затем прошло «нулевое чтение», а 3 октября – первое. Такая скорость во многом обусловлена процедурной необходимостью – основные финансовые документы на следующий год должен принять парламент «старого» созыва.

Как и говорилось ранее, бюджет-2017 сформирован исходя из предположения, что темп роста ВВП в следующем году составит 100,2%, среднегодовая цена на нефть не превысит 35 USD за баррель, а курс российского рубля – 75 USD/RUB. Ключевой задачей развития страны на 2017 г. названы восстановительный рост экономики, повышение ее конкурентоспособности и формирование условий для достижения целей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

Доходы бюджета должны составить 18 235,2 млн. BYN (на 6,1% больше ожидаемого исполнения в текущем году), расходы – 16 739,1 млн. BYN (на 1,1% меньше). Профицит в сумме 1496,1 млн. BYN планируется направить на погашение государственного долга и исполнение части гарантий правительства.

Основные источники поступлений – НДС (31,5%), акцизы (7,6%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (10,5%). При этом последние, как предупредил министр финансов Владимир Амарин, запланированы с уменьшением по сравнению с 2016 г. в связи с ожидаемым снижением доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина считает, что сформирован «реалистичный бюджет» с учетом условий, в которых находится отечественная экономика. Этот тезис часто, правда, с разной степенью уверенности звучал в Овальном зале. Многие депутаты надеются, что бюджет не придется существенно корректировать в течение года. К сожалению, как отметил В. Амарин, доходная база бюджета очень чувствительна к изменениям цен и объемов экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов. Заметим, что такая сырьевая зависимость несколько подрывает надежды на стабильность бюджета. Так что нашу страну вполне можно было бы присоединить к индексу CARBNS, которым компания Absolute Strategy Research предлагает измерять состояние экономик стран, рынки которых слишком зависят от цен на сырье.

ПРЕДСТАВЛЯЯ на сессии поправки в Налоговый кодекс, депутат Александр Мякинник в числе основных новаций назвал законодательное закрепление статуса «личного кабинета плательщика». Это позволит усовершенствовать порядок предоставления в инспекции МНС документов и сведений в электронном виде. В белорусских рублях будут отныне устанавливаться ставки земельного налога, государственной и патентной пошлин. Традиционно индексируются на уровень инфляции ставки земельного и экологического налога, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога в фиксированных суммах, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также пределы применения вычетов по подоходному налогу и критериев применения УСН. В основном сохранятся прежние ставки акцизов, что призвано обеспечить уровень эффективности производства ряда подакцизных товаров. Останутся и повышенные размеры изъятия дивидендов (части прибыли) у предприятий с преобладающей долей госсобственности, рентабельность которых превышает 30%.

Отменяются льготы по налогу на прибыль от услуг, оказываемых гостиницами, а также услуг по размещению туристов, по НДС при реализации физическим лицам услуг по технической инвентаризации недвижимого имущества, его оценке, выполнению землеустроительных, геодезических и иных работ, за исключением социально значимых, являющихся административными процедурами. Отменяется льготная ставка 5% по налогу на прибыль для членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк». Но это вряд ли приведет к тому, что члены ассоциации, в которых занято более 11 тыс. работающих (по некоторым оценкам – более 70% белорусских разработчиков программного обеспечения) нашей страны, будут платить налог по общей ставке 18%. Большинство из них является резидентами ПВТ или применяет «упрощенку». По данным МНС, льготой, предусмотренной п. 6 ст. 142 НК, в 2013–2015 гг. никто не пользовался.

СПОРЫ в Овальном зале разворачивались не по поводу основных налогов, а по отдельным платежам. Так, депутаты особо не возражали против введения 5-кратного коэффициента при исчислении единого налога в случае выявления повторных фактов осуществления гражданином незарегистрированной предпринимательской деятельности, но не согласились увеличивать ставку сбора для лиц, занимающихся агротуризмом и ремесленной деятельностью. Парламентарии убедили правительство в нецелесообразности считать видеосъемку событий предпринимательской деятельностью, требующей госрегистрации, но не возражали против сохранения за местными органами власти права вводить повышающие коэффициенты к налогам на недвижимость и на землю.

Не прошло предложение депутата Михаила Починка исключить или скорректировать подп. 5.1 п. 5 ст. 195 НК, согласно которому налоговая база земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т.п., расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юрлицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов и в иных случаях, определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда. Однако с подачи М. Починка Минфин изучит возможность снижения налога на участки, предоставленные под воздушные линии электропередач, что позволило бы сократить тарифы на электроэнергию.

Во время «нулевого» чтения Наталья Гуйвик усомнилась в необходимости ежегодной корректировки налогового законодательства, тем более что иные поправки явно не облегчают жизнь плательщиков. Например, в следующем году планируется снизить численность работников организаций для целей обязательного электронного декларирования с 15 до 10 человек, хотя на текущий год она уже была снижена с 50 до 15. Но вопрос об обоснованности таких мер, особенно тогда, когда у малого бизнеса и так на счету каждая копейка, большинство парламентариев не взволновал. Поправка, предложенная Минфином, прошла.

НАЛОГОВАЯ нагрузка на экономику не растет, но отдельные граждане и субъекты хозяйствования ощущают увеличение налогооблагаемой базы и отмену ряда налоговых льгот, отметила Ольга Политико. По ее словам, депутаты за 4 года чаще всего «усиливали фискальную роль налогов, забывая про их регулирующую или стимулирующую роль». Но последней в принимаемых на 2017 год поправках не видно, хотя на V Всебелорусском собрании шла речь о необходимости преференций для создания новых производств и рабочих мест. Нет в бюджете-2017 и существенных шагов к построению инновационной экономики.

Зато эффективность распределения средств порой оставляет желать лучшего. В частности, это касается средств дорожного фонда. Граждане и предприятия платят в него немалые деньги, а заметных результатов не видно. О. Политико предложила рассмотреть возможность закрепления за регионами не менее 25% средств от госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, что позволило бы местным властям более конкретно планировать работы по обновлению дорог. Кроме того, дорожный фонд мог бы стать хорошим опытным образцом для увеличения фискальной прозрачности. Если бы, например, начиная со следующего года публиковался отчет о направлении средства дорожного фонда на республиканском и местном уровнях, с указанием конкретных объектов и их стоимости, то это бы позволило увеличить эффективность использования этих денег.

Добавим, что такая прозрачность не помешала бы и для остальных платежей и бюджета в целом – как на региональном, так и республиканском уровне. Возможно, тогда граждане охотнее бы платили налоги, а правительство – аккуратнее распоряжались собранными с населения и бизнеса деньгами.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА