$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Бюджет поиска ресурсов ©

22.12.2015

17 декабря Палата представителей рассмотрела проект закона «О республиканском бюджете на 2016 год» и поправки в некоторые законы по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения в первом чтении, а вечером 18 декабря – во втором. В тот же день документы одобрил и Совет Республики. В столь сжатые сроки главный финансовый документ страны принимался впервые.

Вероятно, в целях экономии времени парламентарии обошлись без дискуссий. Фактически не было вопросов и к министру финансов Владимиру Амарину, представлявшему документы.

Республиканский бюджет предусматривает доходы на уровне 180 590,2 млрд. Br с ростом к ожидаемому исполнению бюджета 2015 г. на 9,6%, расходы – 163 417,9 млрд. Br. Таким образом, предполагается профицит бюджета на уровне 17 172,4 млрд. Br. Напомним, на 2015 г. первоначально планировались доходы республиканского бюджета – 156,7 трлн. Br, расходы – 141 трлн., которые затем были увеличены на 6,6  трлн. Br и 11,9 трлн. Br Указом от 24.09.2015 № 399, а профицит с 15,7 трлн. Br был сокращен на треть.

Объем доходов местных бюджетов на 2016 г. определен в сумме 151 трлн. Br (прирост на 11%).

Как сообщил В.Амарин, для сбалансированности бюджета в 2016 г. с учетом внутреннего и внешнего валютного долга Беларуси необходимо найти еще 1,5 млрд. USD. Искать их планируется как на внешнем, так и на внутреннем финансовом рынке. Правительство рассчитывает на кредиты Евразийского фонда стабилизации и МВФ, но когда и в каком размере их удастся получить, никто уточнить не берется. Между тем платежи по госдолгу в следующем году составят 2,3 млрд. USD. На это, в частности, уйдут средства, полученные от поступления вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (1,1 млрд. USD).

Государственные целевые бюджетные фонды, включенные в состав республиканского бюджета, составляют 5,7 трлн. Br.

Кто, если

не налоги

Складывающаяся экономическая ситуация и высокий уровень долговой нагрузки потребовали реализации жесткой бюджетно-налоговой политики, напомнил глава Минфина. Заметим, что это, по сути, означает, что рассчитывать на какие-либо налоговые послабления не приходится. Правда, как заявила председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина, ставки основных налогов и сборов изменяться не будут. Более всего государство рассчитывает на НДС (32,3% общего объема налоговых поступлений), доходы от внешнеэкономической деятельности (23%), акцизы (11,5%), налог на прибыль (5,1%). При этом ставки акцизов на нефтепродукты и пиво сохранятся на уровне текущего года. Поэтапно будут увеличиваться ставки акцизов на табачные изделия с учетом выхода на согласованные в рамках ЕАЭС параметры гармонизации (в целом на 6–27% в зависимости от ценового сегмента сигарет с разбивкой по полугодиям). Ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения вырастут с 45 до 55 EUR за тонну при одновременном снижении с 75 до 50% размера изъятия из прибыли (дохода) ОАО «Беларуськалий».

Ставки налогов, установленных в белорусских рублях, индексируются исходя из уровня инфляции (земельный и экологический налоги, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц). Предельный размер ставки курортного сбора вырастет с 3 до 5%, земельного налога по земельным участкам, на которых расположены рынки и торговые центры (комплексы), включая автостоянки, – с 0,55 до 0,7%. В связи с увеличением базовой величины (БВ) до 210 тыс. Br вырастет в номинальном выражении ряд сборов, а также штрафов. Вводятся дополнительные объекты обложения госпошлиной, а при некоторых операциях увеличатся ее ставки.

В результате отмены льгот бюджет дополнительно получит 1,5 трлн. Br. Только отмена льготы по НДС при реализации населению услуг по газо- и электроснабжению принесет казне 900 млрд. Br, что увеличит долю возмещения населением затрат на эти цели и, соответственно, расходы на оплату жилищно-коммунальных расходов. Отменяется ряд льгот по подоходному налогу, ужесточаются критерии применения упрощенной системы налогообложения. По оценке В.Амарина, налоговая нагрузка на экономику составит около 24,7% к ВВП (в 2015 г. – 24,8%).

Ожидалось, что ставки сбора за осуществление ремесленной деятельности вырастут с 1 до 4 БВ за календарный год, а сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – с 1 до 12 БВ в год. Однако, как сообщил на сессии депутат Александр Мякинник, эти предложения не были приняты. Не поддержали депутаты и идею проводить хронометраж маршрутных такси, а также взимать в 5-кратном размере подоходный налог при сдаче внаем помещений гражданами без уплаты налога.

Уже после принятия проекта республиканского бюджета депутат Ольга Политико отметила, что хотя новые налоги не вводятся, а ставки не увеличиваются, меняются налогооблагаемая база и условия налогообложения. В итоге правила все равно меняются, что усложнит работу бизнеса.

Между тем власти только собираются учиться оценивать регулирующее воздействие принимаемых решений на деятельность субъектов хозяйствования и на экономику в целом.

Социальные

расходы и реальные бенефициары

Традиционно правительство заверяет общество в социальной направленности бюджета. Действительно, в целом их структура остается без существенных изменений. В расходной части республиканского бюджета основную долю занимают дотации и субвенции бюджетам областей (20,7%), расходы на национальную экономику (16,4%), национальную оборону, судебную власть и правоохранительную деятельность (16,2%), на обслуживание госдолга (12,4%), социальную политику (10,2%), образование (5,1%), здравоохранение (4,6%). При этом ассигнования на образование составят более 48 трлн. Br, на здравоохранение – 40 трлн. Br (4,9 и 4,1% ВВП соответственно), что на 13% и 14% больше, чем в 2015 г. На формирование семейного капитала направляется 2 трлн. Br. Расходы на выплату заработной платы в бюджетных организациях планируются с ростом фонда оплаты труда в среднем на 13%.

За счет средств республиканского бюджета предусматривается обеспечить в полном объеме расходы на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, отдельных видов доплат. Для этого в бюджет ФСЗН запланированы субвенции в общей сумме 5,8 трлн. Br (рост в 1,4 раза к ожидаемой оценке).

Агропромышленный комплекс получит 9,5 трлн. Br, в т.ч. на возмещение (компенсацию) процентов по выданным кредитам – 6,4 трлн. Господдержка для реализации инвестиционных проектов будет осуществляться исключительно в рамках госпрограмм путем предоставления кредитов Банком развития. На возмещение (компенсацию) процентов реальному сектору экономики по кредитам банков по начатым инвестпроектам направляется 12,5 трлн. Br, а на поддержку экспорта (прежде всего, с целью диверсификации рынков сбыта) – 2,1 трлн.

На финансирование Государственной инвестиционной программы выделяется 4,6 трлн. Br, и в т.ч. на мелиорацию и дорожное хозяйство – 1,6 трлн. Br. Реализация некоторых инвестпроектов должна осуществляться за счет кредитных ресурсов КНР и в рамках государственно-частного партнерства.

Много нареканий у депутатов в этом году вызывало распределение средств, полученных от поступления госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. На сей раз В.Амарин сообщил, что в 2016 г. республиканский дорожный фонд должен вырасти на 17,2%, до 5,4 трлн. Br. Объем передаваемых в местные бюджеты субвенций, как и в уходящем году, составит 1,14 трлн. Br, столько же выделят на строительство (реконструкцию) и ремонт республиканских автомобильных дорог. При этом поступление госпошлины прогнозируется в сумме 2,85 трлн. Br. Ее дополнительные поступления (0,57 трлн.) пойдут на строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска, а также на текущий ремонт дорог.

Для поддержки кредитования жилищного строительства в банковские вклады (депозиты) ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» будут размещены 3 трлн. Br – остатки средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития. На кредитование жилищного строительства направят около 1,5 трлн. Br, полученных банками от возврата ранее выданных населению кредитов на жилье. Еще около 3 трлн. Br на эти цели (с учетом снижения кредитования госпрограмм по другим направлениям) банкам предлагается изыскать самостоятельно.

Расходы на финансирование энергетической инфраструктуры к районам жилой застройки сохранены на уровне 2015 г. в сумме 1,8 трлн. Br.

Фактор неопределенности

Итак, с учетом планируемой 12-процентной инфляции и девальвации уходящего года параметры бюджета в сопоставимых ценах или в валютном эквиваленте в лучшем случае останутся на нынешнем уровне, а по отдельным статьям – даже окажутся ниже. Как признал министр финансов, некоторые текущие расходы в бюджетном секторе запланированы с учетом необходимости экономии ресурсов. Капитальные затраты сокращены по всем отраслям, кроме здравоохранения и обороны, в среднем на 10%.

При этом бюджет верстался из расчета среднегодовой цены в 50 USD за баррель. Но сегодня она уже ниже 38 USD. Поэтому не исключено, что если цены на «черное золото» в следующем году не вырастут (для чего есть немало предпосылок), то последствия скажутся и на белорусской казне. Не случайно председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко отметил, что бюджет сбалансирован лишь при определенных условиях, которые еще нужно выполнить.

Анна РАДЮК