$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БЮДЖЕТ БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ©

03.10.2014

и интеграция без изъятий

В понедельник, накануне открытия пятой сессии Палаты представителей пятого созыва Президент Александр Лукашенко, встречаясь с депутатами, призвал их с особой тщательностью подойти к очередному этапу совершенствования правовой базы. При этом приоритетным направлением законодательной деятельности должно стать решение вопросов модернизации экономики и формирование бюджета на следующий год.

В числе главных задач, стоящих перед отечественной экономикой, А.Лукашенко назвал модернизацию предприятий, без которой не приходится надеяться на диверсификацию и конкурентоспособность белорусской продукции на международных рынках. Недостаток средств заставляет особенно серьезно подойти к формированию бюджета на 2015 год. Он не должен быть «расточительным», поскольку «лишних денег нет», однако традиционно в нем будут заложены значительные расходы на поддержку экономики и финансирование ряда государственных программ.

Оправдан ли такой подход? Так, МВФ в очередном докладе «Перспективы развития мировой экономики» призывает сделать упор на развитие инфраструктуры, причем в первую очередь за счет государственных инвестиций. По мнению авторов доклада, финансируемые за счет государственных заимствований проекты могут существенно повлиять на объем производства, не повышая отношение долга к ВВП, если при помощи эффективных инвестиций удовлетворяются четко выраженные потребности. Рост государственных инвестиций в инфраструктуру повышает объем производства в краткосрочной перспективе, увеличивая совокупный спрос, а в долгосрочной — увеличивая совокупное предложение. По расчетам специалистов фонда, в выборке стран с развитой экономикой увеличение инвестиционных расходов на 1 процентный пункт ВВП повышает объем производства примерно на 0,4% в том же году и на 1,5% через 4 года после этого увеличения. Государственные инвестиции в инфраструктуру могут быть самоокупаемыми и в развивающихся странах, если ими правильно пользоваться, говорится в докладе. Заметим, что вопрос об инвестициях в конкретные производства и обрабатывающие отрасли здесь не рассматривается.

В СВОЮ очередь, профессор Нью-Йоркского университета Майкл Спенс, лауреат Нобелевской премии 2001 года, в сентябрьском номере журнала МВФ «Финансы и развитие» назвал важнейшей на сегодня задачей мировой экономики адаптацию к росту в развивающихся странах и завершение процесса сближения уровней их развития. Это требует изменений в менталитете, политике, в международных и национальных институтах. Цель, по мнению М.Спенса, заключается в том, чтобы сделать подъем в развивающихся странах наиболее благотворным, даже если мощные переходные процессы вызовут сдвиги в относительных ценах, радикальные изменения в структуре экономики как в странах с развитой экономикой, так и в развивающихся странах, а также перемены в распределении доходов и богатства. Однако попытка осуществить этот переход без корректировки использования природных ресурсов в мире приведет либо к замедлению и остановке роста, либо, что хуже того, к катастрофическому провалу после достижения критической экологической точки. М.Спенс напоминает, что основой всех экономик являются материальные и нематериальные активы. Часто возможно поддерживать рост в течение некоторого времени при недостаточных инвестициях и расходовании этих активов или, по крайней мере, при сохранении их на одном уровне, но это не может продолжаться бесконечно.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ данного тезиса можно наблюдать на примере белорусской экономики, утратившей былые темпы роста ВВП. При этом радужные перспективы евразийской интеграции сегодня выглядят гораздо более туманно, чем 4 года назад. Не случайно Президент и парламентарии озаботились изучением преимуществ договора о Евразийском экономическом союзе с позиций безусловного соблюдения национальных интересов. В частности, речь идет о возможном снижении поступления средств в бюджет Беларуси, об ухудшении финансово-экономической ситуации на нефтеперерабатывающих предприятиях страны в связи с планами России по изменению системы налогообложения своей нефтяной отрасли. «Если такой шаг будет предпринят со стороны Российской Федерации, это станет очень большой проблемой в функционировании нынешнего союза, — заявил Президент. — Во-первых, потому что мы договаривались об ином. Во-вторых, если предпринимаются какие-то действия в одном направлении, значит надо, чтобы в другом была компенсация. Это приличные деньги, которые мы ни в коем случае не должны терять», — подчеркнул Президент.

Последствия «налогового маневра» для нашей страны А.Лукашенко напрямую увязал с ратификацией договора. Глава государства напомнил: еще при подписании договора о ЕАЭС он говорил, что вступление в те или иные организации должно нести выгоду государству и его народу: «Мы должны от этого получить больше, чем мы имеем на сегодняшний день. Я не говорю о каких-то деньгах от России и так далее. Мы должны делать такие шаги, которые приносят пользу. В противном случае зачем, если это ничего не дает?».

«Если нас начинают упрекать, тогда давайте так: мы замыслили Таможенный союз, затем Евразийский союз — давайте его построим на классических принципах. Где-то мы теряем, где-то Россия, Казахстан. Но данная организация вообще классически не терпит никаких изъятий и ограничений, — отметил А.Лукашенко. — Понятно, кому-то невыгодно. Многое кому-то невыгодно. Но мы договорились, и эти договоренности надо соблюдать».

МЕЖДУ ТЕМ построение глобальных и региональных экономических блоков даже на классических принципах не обходится без затруднений, причем на любых этапах становления. Так, М.Спенс отмечает, что и в давно существующих международных финансовых организациях и региональных союзах реформа системы управления часто отстает от изменений относительных размеров и влияния ведущих стран с формирующимся рынком. Это подрывает доверие и авторитет и, следовательно, способность координировать экономическую политику, предупреждает нобелевский лауреат. К тому же побочным эффектам, особенно в области финансов и денежно-кредитной политики, основные национальные директивные органы не уделяют почти никакого внимания, их мандаты предусматривают ориентацию на внутреннюю сферу. Получается, что директивные органы регулируют центры в отдельных системах, не обращая внимания на более широкие последствия таких решений и циклы обратной связи. Эффективное наднациональное управление в лучшем случае остается незавершенным проектом. Нужно лишь взглянуть на Европейский союз и зону евро, советует М.Спенс, чтобы получить некоторое представление о трудностях приведения нормативных актов и макроэкономического управления в соответствие с растущей сетевой взаимозависимостью мировой экономики или ее компонентов. Добавим, что взгляд на ЕАЭС дает аналогичные ощущения — в границах Таможенного союза…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях