$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Проекты

БЮДЖЕТ–2018: социально-силовой вариант

19.12.2017
БЮДЖЕТ–2018: социально-силовой вариант
Фото: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

Принятый 18 декабря в Палате представителей в первом чтении проект республиканского бюджета Беларуси на 2018 год существенно отличался от предыдущих вариантов. Опубликованный Минфином законопроект почти не отличается по размерам доходов, расходов и профицита бюджета. Зато в структуре доходной и еще в большей степени расходной части бюджета произошли серьезные сдвиги. По-видимому, финансовые планы властей на следующий год существенно изменились. Это особенно заметно по сравнению с Законом «О республиканском бюджете на 2017 год».

По мнению авторов законопроекта, ключевой задачей развития Беларуси в 2018 г. будет являться восстановительный рост экономики, повышение ее конкурентоспособности и формирование условий для достижения целей программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы. При этом если в ноябрьском варианте законопроекта предполагались доходы республиканского бюджета на сумму 20 470 млн. BYN, то в декабрьском – 20 485 млн. Расходы сократятся с 19 755 млн. до 19 751,5 млн. BYN, а профицит вырастет с 715,7 млн. до 733,9 млн. BYN. Это вполне приемлемо, учитывая, что темпы роста отечественной экономики по итогам 11 месяцев т.г. уже выше, чем ранее планировалось, а оценки роста ВВП Беларуси на 2018–2019 гг. повысили даже МВФ и Всемирный банк. К тому же после соглашения ОПЕК об ограничении нефтедобычи прогнозы мировых цен на нефть на 2018 г. существенно улучшились, так что есть хорошие шансы на улучшение ряда основных исходных параметров формирования белорусского бюджета. Впрочем, на доходной части это почти не отразилось.

Доходы

Представляя законопроект, министр финансов Владимир Амарин заверил, что налоговая нагрузка в 2018 г. составит не более 25,5% к ВВП и не превысит предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку уровня в 26% к ВВП.

Впрочем, государство по-прежнему намерено собрать солидный урожай налогов – 77,8% доходов бюджета, тогда как на текущий год первоначально эта доля была запланирована на уровне 76,7%. При этом динамика роста отдельных налогов отражает видение развития экономики (рис. 1). Так, акцизная политика будет относительно умеренной: планируется рост акцизов всего на 8,7% (здесь и далее – в текущих ценах). Зато НДС должен увеличиться сразу на 16,7%, а налоги на доходы и прибыль – на 30,2%. По-видимому, законодатели надеются на дальнейшее улучшение финансовых результатов предприятий, а быть может, и на эффективное применение норм НК о трансфертном ценообразовании.

Интересно выглядят изменения в структуре неналоговых доходов. Так, доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности, должны вырасти на 16,1%, в т.ч. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале – на 28,3%. В основном приходится надеяться на компании, где помимо государства имеются и частные акционеры, доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, гособъединений должны вырасти всего на 10,6%.

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности вырастут всего на 4,4%, в т.ч. от сдачи в аренду имущества – на 3,6%, а от реализации имущества, имущественных прав на ОИС – на 41,4%. Впрочем, это вряд ли признак грядущей масштабной приватизации: общая сумма таких доходов составит всего 148,3 млн. BYN, или 0,7% доходной части бюджета. Многообещающе выглядит снижение планируемой суммы штрафов на 2,4%, несмотря на рост доходов от конфискованного имущества на умеренные 2,3%. Видимо, это и есть последствие обещанного снижения контрольной нагрузки и санкций. В придачу доходы в виде компенсации расходов государства сократятся на 22,5%.

Доходы республиканского централизованного инновационного фонда должны вырасти на 29,9%, республиканского дорожного фонда – на 6,2%, а фонда национального развития почти не изменятся. Одновременно появляется новая статья: дополнительные доходы, направляемые в резервный фонд Президента, – на сумму 300 млн. BYN.

Как и ранее, Минфин намерен выпустить облигации на 1,2 млрд. USD, в т.ч. 600 млн. – за рубежом и 400 млн. USD — на внутреннем рынке Беларуси.

Расходы

Больше всего перемен произошло в расходной части бюджета (рис. 2). Так, расходы на общегосударственную деятельность вырастут по сравнению с запланированными на текущий год почти на 37%. В частности, расходы на органы госуправления и другие органы исполнительной власти общего назначения увеличатся на 16,1%, на финансовые и налоговые органы – на 12,6%, органы государственной статистики – на 29,8%, государственные архивы – 19,6%. Более чем в 24 раза вырастут затраты на обеспечение проведения выборов и референдумов. Расходы на международную деятельность предлагается сократить на 8,5%, в т.ч. на международные культурные и информационные связи – на 35,7%.

Расходы на обслуживание государственного долга увеличатся всего на 1,6% по сравнению с текущим годом.

Планируется потратить за счет казны 9 млн. BYN на увеличение доли государства в уставных фондах, в т.ч. приобретение акций. В то же время финансовая помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за счет резервных фондов сократится почти в 5 раз: с 19,8 млн. BYN до 4,8 млн.

Сразу на 19,5% по сравнению с текущим годом вырастут расходы страны на национальную оборону и на 19,6% – на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. В частности, расходы на органы внутренних дел вырастут на 17,5%, органы прокуратуры – на 22,5%, органы пограничной службы – на 22,9%, органы и организации уголовно-исполнительной системы – на 13%, органы государственной безопасности – на 25,4%, органы судебной власти – на 29,3%, таможенные органы – на 22,7%.

На национальную экономику планируется потратить в 2018 г. на 9,4% меньше, чем в 2017-м, в т.ч. на промышленность, строительство и архитектуру – на 5,4% меньше, а на прикладные исследования в области национальной экономики – на 9,5% меньше. На развитие предпринимательской деятельности, как и в текущем году, предполагается потратить из бюджета только 2,4 млн. USD.

Традиционно декларируемая социальная направленность бюджета проявится в том, что расходы на здравоохранение вырастут всего на 1,8%, а на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ – на 3,3%. Впрочем, средства массовой информации (в основном государственные) в накладе не останутся: на них бюджетные расходы вырастут на 15,6% по сравнению с текущим годом.

Расходы на образование увеличатся на 8,6%, на социальную политику – на 9,7%. Но если расходы на пенсионное обеспечение вырастут на 16,1%, то помощь семьям, воспитывающим детей, сократится на 23,9%, а помощь в обеспечении жильем – на 20,3%.

Интересно выглядят планы расчетов по долговым обязательствам государства. Например, объем погашения внутренней задолженности перед юрлицами внутри страны в 2018 г. вырос с 822,9 млн. BYN в ноябрьском варианте бюджета до 1142,9 млн. BYN. В то же время выдача бюджетных кредитов, ссуд, займов увеличена с 50 млн. BYN до 1650 млн. BYN, а их возврат – с 483 млн. до 2083 млн. BYN.

Лимит внутреннего государственного долга республики на 2018 г.  составит 10 млрд. BYN, лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,1 млрд. BYN, лимит внешнего государственного долга – 19,6 млрд. USD, а лимит гарантированного внешнего дол­га – 3 млрд. USD. В случае превышения фактических размеров внутреннего и (или) внешнего долгов, гарантированных Республикой Беларусь, над утвержденными лимитами правительством решения о предоставлении новых гарантий не принимаются.

Расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий, ведение лесного хозяйства, прочие вопросы в области дорожного хозяйства) запланированы в сумме 198,5 млн. BYN, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития – в сумме 162,1 млн. BYN; расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-­технической базы субъектов инновационной инфраструктуры – в сумме 252,1 млн., в т.ч. на научную и научно-техническую деятельность – 249,8 млн. BYN.

Наиболее интригующе выглядит изменение планов по расходованию резервного фонда Президента. Если на текущий год он был запланирован на сумму 126,4 млн. BYN, а в ноябрьском варианте проекта бюджета – 442 млн., то теперь расходы этого фонда составят 1201,1 млн. BYN. Предполагается, что из них 300 млн. BYN пойдет на выплату дополнительных зарплат бюджетникам. Направление расходования остальных средств резервного фонда остается закрытым для общественности.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ