Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
20.12.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет-2012: траектория планового роста

Нижняя палата парламента приняла 16 декабря в первом чтении проекты законов «О республиканском бюджете на 2012 год» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Эти документы должны обеспечить в новом году решение при...

Нижняя палата парламента приняла 16 декабря в первом чтении проекты законов «О республиканском бюджете на 2012 год» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Эти документы должны обеспечить в новом году решение приоритетной задачи: достижение макроэкономической стабилизации и создание условий для последующего роста.

Общая сумма доходов и расходов консолидированного бюджета в следующем году прогнозируется в размере 141,8 трлн. Br, или 27,8% к ВВП, а республиканского бюджета — 92,77 трлн. Br, или с ростом к ожидаемому исполнению 2011 г. на 86,3% и 83,3% соответственно. Впечатление от такого увеличения чисто «рублевое»: в долларовом эквиваленте, если считать по годовому средневзвешенному курсу, никакого роста тут не наблюдается.

Представляя народным избранникам законопроекты, министр финансов Беларуси Андрей Харковец сообщил, что в 2012 г. придется сократить в реальном выражении расходы бюджета на реализацию государственной инвестиционной программы до 3,6 трлн. Br, а на региональные — до 4,8 трлн., что номинально в 1,5 раза больше, чем в уходящем году. На местные программы развития планируется направить 9,4 трлн. Br, что вдвое выше, чем в 2011 г. Кроме того, предполагается отказ от ряда государственных целевых бюджетных фондов. Однако, по словам министра, это никак не отразится на финансировании приоритетных направлений государственной политики, поскольку они будут осуществляться из средств бюджета и ориентироваться на соответствующие доходные источники. А.Харковец уточнил, что фонд национального развития и инновационные фонды, имеющие свою специфическую природу формирования, сохранятся.

Одна из ключевых задач, которые предстоит решить в 2012 г., — это существенное снижение темпов инфляции. Если к концу текущего года она прогнозируется на уровне 120%, то в новом не должна превысить 22%, сказал министр. При этом в следующем году необходимо максимально полно задействовать внутренний потенциал экономического роста, заявил А.Харковец. Для этого, в частности, предполагается снизить материалоемкость на 2–3%, повысить эффективность использования госимущества, а также обеспечить внешнеторговую сбалансированность. По оценке министра, в 2011 г. отрицательное внешнеторговое сальдо составит 3,2 млрд. USD. Такой разрыв финансируется за счет привлечения инвестиций и внешних займов. Но государственное заимствование и продажа госимущества «не могут и не должны быть источником покрытия этого разрыва в долгосрочном периоде», считает А.Харковец. Поэтому ставится задача выйти на положительное сальдо внешней торговли на уровне не менее 1,5 млрд. USD за счет 12-процентного роста экспорта при одновременном сокращении потребления импорта. Вместе с тем лимит внешнего госдолга Беларуси на конец 2012 г. предлагается установить в размере 14,3 млрд. USD. В то же время такой показатель кредитной безопасности, как отношение внешнего государственного долга к ВВП, составит 24,9% (для справки — на 1 октября госдолг страны равен 11,3 млрд. USD, а к 1.01.2012 г. он может достигнуть 12,5 млрд.).

Заметим, что если сокращение импорта власти вполне могут обеспечить (о чем населению при таких доходах жалеть особо не придется), то рост экспорта во многом будет зависеть от конъюнктуры внешних рынков, и прежде всего российского. Между тем авторитетные международные организации и независимые специалисты полагают, что в ближайшие два года мировую экономику, в т.ч. российскую, ждут не лучшие времена. А потому ставка на внешнюю торговлю, как и на иностранные инвестиции, включая заимствования, — дело весьма рискованное.

Тем не менее министр финансов убежден, что выполнение поставленных задач позволит республике рассчитывать на рост ВВП в 2012 г. на 5%. Гораздо скромнее будут обстоять дела с доходами населения. По итогам 2011 г. рост реальной заработной платы составит лишь 0,3%, а в 2012 г. запланирован на уровне 4,2%. При этом среднемесячная зарплата бюджетников в 2011 г. составит 1568 тыс. Br (185,6 USD в эквиваленте), а в 2012 г. она запланирована на уровне 2 676 тыс. Br (почти 315 USD по нынешнему курсу). Заметим, что такой рост будет непросто обеспечить без эмиссионных источников, хотя чиновники уверяют, что это возможно.

Стимулировать деловую активность и рост зарплаты в реальном секторе экономики призваны изменения в налоговой системе. В частности, ставка налога при упрощенной системе налогообложения уменьшается с 8 до 7% без уплаты НДС и с 6 до 5% — с уплатой НДС.

Кроме того, ставка налога на прибыль снижается с 24 до 18%. Столь широкий жест отчасти компенсируется отменой льготы по прибыли, направленной на финансирование капвложений производственного назначения. Взамен вводится т.н. «амортизационная премия»: плательщики смогут при принятии к бухучету основных средств (кроме случаев аренды (лизинга), доверительного управления) и нематериальных активов включить в затраты, учитываемые при налогообложении, часть первоначальной стоимости этих объектов: по зданиям, сооружениям — не более 10%, по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме служебных, специальных и такси), нематериальным активам (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг) — не более 20%. В дальнейшем амортизация будет начисляться по правилам бухучета. В случае отчуждения или передачи в аренду (лизинг), доверительное управление, безвозмездное пользование объектов, по которым применена амортизационная премия, ее сумма будет облагаться налогом на прибыль.

Механизм «амортизационной премии» уже давно существует в России и Казахстане. При этом до недавнего времени белорусские специалисты считали наш механизм льготирования более выгодным для предприятий. Ведь прольготировать можно было сразу всю сумму капвложений в пределах 50% налогооблагаемой прибыли, а “сверху” начислить амортизацию. Теперь же за сближение налоговых ставок в рамках Таможенного союза придется заплатить выравниванием льгот, а также освоить весьма специфические правила бухучета отложенных налогов и обязательств.

Интересно, что введение механизма «тонкой капитализации», позволяющего отчасти воспрепятстовать выводу капитала за рубеж, откладывается до 1.01.2013 г.

В заключение отметим, что нижняя палата парламента Беларуси в пятницу успела принять в двух чтениях проект бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты Беларуси на 2012 год. При этом общая сумма доходов бюджета ФСЗН определена в размере 47,551 трлн. Br, из которых 97% — обязательные страховые взносы. По информации Минтруда, «данный показатель рассчитан, исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда и перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, а также из сложившегося уровня тарифов взносов с учетом 100%-процентной их собираемости». Расходная часть бюджета ФСЗН составляет 47,246 трлн.Br, из которых 77,9% — пенсионное обеспечение. Бюджет ФСЗН на 2012 г. предполагает профицит в размере 305,3 млрд.Br за счет средств профессионального пенсионного страхования.
 
Вадим ЛЕБЕДЕВ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений