$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БЮДЖЕТ-2011: УРАВНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЩЕДРОСТИ С ГАЗОВОЙ НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ

10.09.2010

В минувший вторник Палата представителей на пятой, внеочередной сессии приняла в первом чтении законопроект «О республиканском бюджете на 2011 год». Уже 14 сентября планируется рассмотреть главный финансовый документ страны (и два сопутствующих законопроекта) во втором чтении.

Обосновывая необходимость созыва внеочередной сессии и столь раннего рассмотрения в этом году бюджета–2011, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко отметил, что включенные в повестку дня законопроекты в значительной степени изменят условия ведения бизнеса в стране. Эти документы согласно поручению главы государства должны вводиться в действие не ранее чем через три месяца со дня подписания. Это позволит субъектам хозяйствования и гражданам своевременно подготовиться к работе в новых условиях, а государственным органам — привести в соответствие с принятыми нормами подзаконные акты. Так что, будем надеяться, что времена, когда бухгалтерам и другим специалистам приходилось в новогоднюю ночь изучать новшества законодательства, а часть нормативных актов вступала в силу задним числом, безвозвратно уходят в прошлое.

Министр финансов Андрей Харковец сообщил депутатам основные параметры главного финансового закона на предстоящий год. В нем доходы консолидированного бюджета на следующий год запланированы в сумме 54 530,3 млрд. Br (рост 118,1% к ожидаемому исполнению 2010 г.), расходы — 60 530,3 млрд. Br (рост 118,3%). Доходы по проекту республиканского бюджета составят 33 611,4 млрд. Br (116,9% к ожидаемому исполнению 2010 г.), расходы — 39 611,4 млрд. Br (рост 123,3%).

Проект бюджета сформирован исходя из темпов роста ВВП в 2011 г. на уровне 110%, годовой инфляции в 8%, среднегодового курса доллара к белорусскому рублю в 3170 Br. При этом доходы консолидированного бюджета должны составить 27,3% ВВП, а расходы — 30,3%. Дефицит бюджета прогнозируется в сумме 6000 млрд. Br, или 3% к ВВП, что, по словам министра, отвечает международным стандартам финансовой безопасности (напомним, именно такой лимит установлен маастрихскими соглашениями для стран — участниц Евросоюза). Дефицит будет покрыт за счет остатков средств бюджета этого года, внешних и внутренних заимствований. К 2015 г. правительство намерено сократить дефицит бюджета до 1,5%.

Ряд мер по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов и отмены некоторых платежей позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП, в связи с чем более 700 млрд. Br, которые останутся в распоряжении предприятий, смогут стать дополнительными инвестициями в их развитие. По оценке министра, система налогообложения создаст хорошие условия для притока в страну инвестиций.

Как отметил А.Харковец, структура доходов в будущем году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС — 19 138,8 млрд. Br (35,1%); налоги на доходы и прибыль — 7001,9 млрд. Br (12,8%); доходы от внешнеэкономической деятельности — 7263,9 млрд. Br (13,3%); подоходный — 5482,1 млрд. Br (10,1%); акцизы — 5370,7 млрд. Br (9,8%). При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов — на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. Br, государственных целевых бюджетных фондов — 2154,5 млрд.

В 2011 г. увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин, сообщил министр. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Наша доля здесь — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.

В числе основных задач принимаемого бюджета А.Харковец назвал укрепление действующих социальных гарантий, поддержку реального сектора экономики. Особое внимание уделяется социальным программам, финансирование которых увеличится в среднем до 40%. Значительную часть здесь составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия.

Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере на конец 2011 г. достигнет 1390 тыс. Br (или 108,2% к декабрю 2010 г.). При этом в среднем за год она возрастет по сравнению с 2010 г. на 34,8% — до 1260 тыс. Br. Министр не стал уточнять, по силам ли такая нагрузка экономике страны и смогут ли эти планы подкрепляться реальными доходами, а не внешними заимствованиями и печатным станком.

Будет продолжено оказание господдержки реальному сектору экономики в виде средств, направляемых на льготирование процентов по кредитам, что, по словам министра, снижает нагрузку на бюджет и внедряет рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов. Господдержка малому и среднему бизнесу будет предоставляться в основном на конкурсной основе и направляться на создание и расширение производства товаров и услуг, выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей продукции и продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий.

Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г.Минска из республиканского бюджета предусмотрены трансферты в сумме 12 006,0 млрд. Br, из которых 981,1 млрд. — в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Расходы на национальную оборону в проекте консолидированного бюджета на следующий год запланированы в сумме 2 101,9 млрд. Br, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 3 992,9 млрд. Br.

На финансирование государственной инвестиционной программы будет направлено 1 960,1 млрд. Br , или с ростом 113,7% к ожидаемому исполнению 2010 г. Эти средства сконцентрируют на объектах высокой степени готовности, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2011 г.

Заметно увеличатся ассигнования на развитие инновационных технологий. На поддержку отраслей национальной экономики предусмотрено 12 279,7 млрд. Br, на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности (без учета средств государственной инвестиционной программы) — 6 625,9 млрд. Br, на охрану окружающей среды — 586,1 млрд.

На здравоохранение будет израсходовано 7 781 млрд. Br (с ростом 135,8% к ожидаемому исполнению 2010 г). При этом 80% средств будет направлено на оснащение местных больниц, поликлиник и центров современным оборудованием. На образование за счет всех источников финансирования (без учета средств выделяемых по государственной инвестиционной программе) предусмотрено 11 959,4 млрд. Br, или 6% к ВВП.

На предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство выделяется 3 802,8 млрд. Br.

В местных бюджетах на возмещение части затрат по обслуживаемому ЖКХ жилищному фонду предусмотрено 1 429,1 млрд. Br (рост на 15,4% к 2010 г). При этом бюджетными субсидиями покрывается 44% от затрат, платежами населения — 34,5% и собственными доходными источниками предприятий ЖКХ -- 21,5%.

А.Харковец также сообщил, что в 2011 г. все поступления налога на прибыль от предприятий коммунальной или частной собственности останутся в местных бюджетах и половина — от республиканских.

Кроме того, в источниках внутреннего финансирования на 2011 г. резервируются средства на выполнение гарантийных обязательств правительства по погашению и обслуживанию кредитов, выданных отечественными банками, в объеме 843,5 млрд. Br.

Значительно вырастут платежи по обслуживанию внешнего государственного долга -- 2 202,7 млрд. Br, что в 1,4 раза или на 672,3 млрд. больше, чем в нынешнем году. Эта нагрузка ляжет на республиканский бюджет. Расходы на погашение кредитов международных финансовых организаций по сравнению с 2010 г. возрастут на 2,9 млн. USD и составят 3,9 млн. USD (12,5 млрд. Br). Выплаты причитаются и другим кредиторам – России, Китаю и Венесуэле.

Главными приоритетами бюджетной политики в 2011 г. должны стать устойчивость бюджетов всех уровней при полном выполнении бюджетных обязательств с концентрацией ресурсов на финансировании национальных приоритетов и государственных программ.

Понятно, что парламентарии интересовались, какая цена на энергоносители заложена в проекте бюджета на следующий год. Отвечая на вопрос депутата Сергея Маскевича, министр финансов сообшил, что переговоры с Россией о стоимости газа находятся на начальной стадии и в основном проходят «на информационном поле». И пока стороны не сформулировали свои позиции, говорить о конкретных цифрах преждевременно. Правда, он отметил, что в бюджете заложен «высокий рост» цены на газ. Какой именно министр опять-таки не уточнил. Тем не менее, А.Харковец заверил депутатов, что у правительства есть ресурсы для того, чтобы при необходимости среагировать на колебания цены и скорректировать бюджет. Ассигнования тех или иных статей бюджета могут быть перераспределены, например, за счет капитальных расходов, за счет отказа от строительства неприоритетных объектов. Однако это перераспределение ни в коем случае не затронет расходные статьи на выплату заработной платы или коммунальные платежи.

Одновременно с проектом бюджета-2011 в первом чтении также приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Ольга ШАВЕЛА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях