Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Итоги
13.09.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет-2002: не наскребли

За семь месяцев в республиканский бюджет поступило 2212,8 млрд. руб. или 56,8% годового плана и 78,8% плана на девять месяцев, констатируют государственные чиновники. В реальном выражении это лишь 97,1% от аналогичного периода 2001г. Задолженность пе...

За семь месяцев в республиканский бюджет поступило 2212,8 млрд. руб. или 56,8% годового плана и 78,8% плана на девять месяцев, констатируют государственные чиновники. В реальном выражении это лишь 97,1% от аналогичного периода 2001г. Задолженность перед бюджетом по отношению к началу года увеличилась в 1,4 раза и достигла 191,8 млрд. руб. Не дотягивает до прогнозируемого объем поступлений налога на прибыль, оставляют желать лучшего и доходы от приватизации. Правительство признает тот факт, что 42,2% годового плана поступлений от налога на прибыль объясняется низкой эффективностью работы отечественных предприятий, увеличением доли убыточных, снижением рентабельности, ростом складских запасов, наличием бартерных расчетов.

В то же время сложившийся дефицит бюджета остается в допустимых пределах -- 1,3% к ВВП. Как водится, недовольство правительства было вызвано отнюдь не тем, что сделали хуже, чем можно было в данной ситуации, а тем, что реалии не совпали с планами. Последние были изложены и утверждены распоряжением премьер-министра еще в марте. Среди ключевых мероприятий "по обеспечению поступления дополнительных доходов бюджета" -- рост ВВП, снижение задолженности, образовавшейся на 1.02.2002г., не менее чем на 50%, установление моратория на предоставление налоговых кредитов, индивидуальных налоговых и таможенных льгот. Финансовый результат от их проведения достиг 200 млрд. руб. Введение в феврале акцизов на масла для дизельных и карбюраторных двигателей добавило государственной казне еще 1,2 млрд. руб. В апреле с 3,5 ЕUR до 3,9 ЕUR возросли ставки акцизов на водку, что принесло бюджету еще 5,6 млрд. руб. В июле правительство осенило, что деньгами могут поделиться турагентства -- размер платы за выдачу лицензий возрос с 15 МЗП до 500 базовых величин, за ее продление -- с 7 МЗП до 100 базовых величин по туроператорской деятельности, соответственно до 300 и 70 по турагентской. Компании, предоставляющие подобные услуги, в результате пополнили казну на 1 млрд. руб.

Чтобы залатать дыры в бюджете правительство провело "инвентаризацию выданных лицензий" на право деятельности с драгоценными металлами и камнями, увеличило количество платных парковок, объем платных услуг ЖКХ, провело розыгрыши 5 республиканских и 7 местных лотерей. Доход от этих мероприятий принес еще 1 млрд. руб.

На фоне забастовок предпринимателей, которые проходят под лозунгом "перестаньте считать деньги в наших карманах", интересно было узнать, что, развивая малый и средний бизнес, республике удалось увеличить поступления в бюджет на 5 млрд. руб.

 Налогоплательщикам важно знать, что запланированные мероприятия по сбору с них денег, во-первых, еще не все выполнены, а, во-вторых, их перечень может расшириться.

"Под угрозой срыва", отмечают в правительстве, находится реализация пункта плана "передача земли в собственность физических лиц" -- из предполагаемого миллиарда удалось собрать только чуть больше 600 тысяч. Еще пока в руках автовладельцев 3 млрд. руб., которые они вынуждены будут отдать в бюджет после введения сбора за проезд по автомобильным дорогам общего пользования.

Как видим, неэффективная работа народнохозяйственного комплекса становится бременем для конечного потребителя -- того, кто покупает масло, водку, пользуется услугами турфирм, припарковывает свое авто и просто ездит по дорогам "общего пользования". В то же время государство продолжает сохранять социальную направленность своего кошелька, игнорируя тот факт, это дорога в тупик для страны, где основным собственником является государство. Чтобы предприятие могло платить налоги, ему нужно дать возможность развиваться.

У нынешнего собственника средств для этого нет, но менять что-либо он не хочет, и пытается по максимуму выжать все из хилых отечественных предприятий, сидящих на голодном пайке. Разумно, целесообразно и не так обидно для налогоплательщика было, если бы дополнительно изъятые у него средства вкладывались в развитие. К сожалению, при сохранении социальной ориентации бюджета, они просто проедаюдаются. В первоочередном порядке финансируются расходы по заработной плате, пенсиям, пособиям, стипендиям -- 737,9 млрд. руб., социальная сфера -- 588 млрд. руб., национальная оборона, правоохранительная деятельность и судебная власть -- 375,1 млрд. руб. Сумма, предоставленная отраслям народного хозяйства -- 127,9 млрд. руб. на этом фоне смотрится довольно убого.

В оставшиеся месяцы года всем придется напрягаться -- необходимо собрать в бюджет на 315 млрд. руб. больше, чем было запланировано. Направление расходов бюджета, как и экономическая политика государства, сохранится в прежнем виде.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений