Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Проблемы и решения
11.01.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет-2002: что нового?

Закон "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" ("НЭГ" планирует напечатать его в одном из ближайших номеров) подписан Президентом страны и с 1 января вступил в силу. Никакие кардинальные изменения налогоплательщику, к счастью, не грозят. Об основных новшествах, введенных Законом, мы попросили рассказать директора департамента налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Александра КОЗЛЯКОВА.

Закон "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" ("НЭГ" планирует напечатать его в одном из ближайших номеров) подписан Президентом страны и с 1 января вступил в силу. Никакие кардинальные изменения налогоплательщику, к счастью, не грозят. Об основных новшествах, введенных Законом, мы попросили рассказать директора департамента налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Александра КОЗЛЯКОВА.

Организации, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, отчисляют в текущем году средства в государственный фонд содействия занятости в размере 0,5%.

Как и в прошлом году, юридические лица уплачивают единым платежом отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды в размере 2% выручки от реализации товаров, работ, услуг.

В статье 6 появились новые льготы. Освобождаются от уплаты чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости созданные или находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов юридические лица, а также их обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства. Правда, лишь в части объемов выполненных работ (услуг) для малообеспеченных категорий граждан в сельской местности. Перечень работ -- речь идет о вспашке огорода, подвозке кормов, дров и т.д. -- утверждают облисполкомы. Кстати, данная категория юридических лиц при выполнении таких работ, включенных в перечень, освобождена в 2002г. от уплаты других налоговых платежей, которые устанавливаются Законом о бюджете.

Не платят в текущем году чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, целевые сборы в размере 2,5% выручки от реализации, а также отчисления с выручки от реализации 2% юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность за пределами Беларуси и зарегистрированные там в качестве налогоплательщиков. Эта норма введена для устранения двойного налогообложения и касается средств, полученных филиалами за пределами нашей страны.

Статья 10: сняты ограничения по установлению предельных ставок по местным налогам и сборам. На протяжении ряда лет, в том числе в 2001г., в законе о госбюджете устанавливались предельные размеры ставок по целевым сборам и сбору на содержание и развитие инфраструктуры -- 5% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, для курортного сбора -- 3% и налога с продаж в розничной сети -- 5%. В текущем году по инициативе губернаторов, которые, конечно же, заинтересованы не только в пополнении местных бюджетов, но и в развитии субъектов хозяйствования на территории своих областей, ограничения сняты.

Бюджеты областей на сессиях утверждены, и уже ясно, что все области, кроме Витебской, будут работать в рамках прошлогодних предельных ставок. Да и на Витебщине предельная ставка по целевому сбору и сбору на содержание инфраструктуры увеличена всего лишь на 1%, то есть субъекты хозяйствования будут платить не 5, а 6%.

Введен сбор, кстати, существовавший до 1999г., с физических лиц при пересечении ими границ Республики Беларусь. Он назывался сбором за пользование объектами инфраструктуры при пересечении границы, но после многочисленных жалоб жителей республики его отменили. Однако в этом году по просьбе руководителей приграничных районов, бюджеты которых несут большую нагрузку по поддержанию инфраструктуры хотя бы на минимально приемлемом уровне, к нему опять вернулись.

Статья 44: в перечень налоговых платежей, ставки которых местные Советы депутатов имеют право увеличивать или уменьшать, а также предоставлять индивидуальные льготы, добавлен единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Да, местная власть может увеличить ставку единого налога. Но с другой стороны, теперь предприниматели, уплачивающие единый налог, при наличии оснований могут обращаться в местные органы с ходатайством о снижении ставки.

Понятно, что бухгалтеров интересует содержание статьи 45. Ее редакция осталась прежней, то есть очередность включения в отпускные цены уплачиваемых сумм налогов, сборов и отчислений из выручки от реализации не изменилась.

В соответствии со статьей 47 Минфин должен обеспечить учет доходов и расходов средств, которые получают от предпринимательской деятельности учреждения, финансируемые из республиканского бюджета, а также учет средств инновационных фондов.

В Законе появилась совершенно новая статья, согласно которой правительству поручено обеспечить дополнительные доходы в сумме 500 млрд.руб. Здесь наши законодатели позаимствовали опыт Российской Федерации, где в 1999г. в закон о госбюджете была введена подобная норма, правда, сформулированная по-прежнему: в ней указывались основные источники поиска таких средств.

В зоне с уровнем радиоактивного загрязнения от 1 до 5 кюри на квадратный километр приостанавливается выплата пособий и доплат, введенных статьями 30 и 33 Закона "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако данная норма не коснется граждан, проживающих в сельской местности, которые, как и раньше, будут получать эти небольшие суммы.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by