Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
16.12.2014 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЮДЖЕТ - 2015: ПРОФИЦИТ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ©

Палата представителей приняла на прошлой неделе в первом чтении проекты законов «О республиканском бюджете на 2015 год» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Эти долгожданные документы, определяющие состояние экономики и бизнес-климата в новом году, вызывают у делового сообщества множество вопросов. На некоторые из них попытались найти ответы депутаты парламента.

Палата представителей приняла на прошлой неделе в первом чтении проекты законов «О республиканском бюджете на 2015 год» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Эти долгожданные документы, определяющие состояние экономики и бизнес-климата в новом году, вызывают у делового сообщества множество вопросов. На некоторые из них попытались найти ответы депутаты парламента.

Согласно представленному проекту доходы консолидированного бюджета на 2015 год запланированы в размере 252,9 трлн. Br, расходы — 237,9 трлн., республиканского бюджета — 156,7 трлн. и 141 трлн. Br соответственно. Республиканский бюджет сверстан с профицитом в размере 15,7 трлн. Br. Основанием для таких данных являются прогнозный темп роста ВВП на 0,5–0,7%, снижение экспорта товаров и услуг на 3,6%, уменьшение инфляции до 12% на конец года, среднегодовой курс доллара в размере 11 400 Br при уменьшении ставки рефинансирования до 15–16%.

Между нефтью

и ставками

Представляя оба законопроекта на сессии, министр финансов Владимир Амарин расположил приоритеты бюджета-2015 в следующей последовательности: снижение госдолга путем исполнения обязательств в основном за счет доходов бюджета, т.е. без наращивания новых долгов; сохранение достигнутого уровня финансирования здравоохранения и образования, а также дополнительная поддержка семей с детьми; финансовая поддержка экономики и экспорта; укрепление обороноспособности и безопасности страны.

Выполнение этих задач потребует расширения налоговой базы и повышения ее устойчивости. Достичь этого власти надеются путем повышения налоговых изъятий из высокодоходных секторов экономики. Так, предлагается увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25%, дополнительно взыскать в бюджет 30% дивидендов на государственную долю в предприятиях с рентабельностью выше 30% (для «Беларуськалия» — 55%), ввести специальный сбор за право экспорта добываемой в Беларуси сырой нефти. Бюджет также должны пополнить пошлины от экспорта нефтепродуктов (около 1,9 млрд. USD) и таможенные пошлины от экспорта нефти, добываемой в Беларуси (334,6 млн. USD). Эти цифры установлены исходя из предположения, что среднегодовая цена нефти на мировом рынке составит 83 USD за баррель. Однако уже 12 декабря стоимость нефти Brent упала до 61,65 USD, и это, по-видимому, не предел. Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение, а министр нефтяной промышленности ОАЭ Сухаиль аль-Мазруи заявил в пятницу, что ОПЕК не будет собираться на внеочередное заседание и снижать квоты на добычу нефти даже в том случае, если стоимость барреля упадет до 40 USD. В свою очередь, глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина «порадовала» заявлением о том, что долгосрочное снижение цены на нефть ниже 60 USD маловероятно, а в ближайшие 3 года она будет в среднем находиться на уровне 80 USD за баррель. Таким образом, «нефтяная» составляющая белорусского бюджета выглядит сомнительно. Правда, В.Амарин заверяет, что власти предусмотрели механизм компенсации потерь бюджета от снижения цен на нефть, не уточнив, какой именно. Будем надеяться, что он достаточно надежен, поскольку опробовать его, судя по всему, придется в ближайшем будущем.

Основную долю (30%) налоговых поступлений составит НДС, 15,4% — доходы от внешнеэкономической деятельности, 15,5% — подоходный налог, 8,4% — налог на прибыль, 8,3% — акцизы. Заметим, что в следующем году ставки акцизов на крепкий алкоголь увеличатся на 6%, на крепленое плодовое вино — на 36,2%, на табачные изделия — на 15–30%. Учитывая сложное финансовое положение производителей пива, правительство сохранило для них прежнюю ставку акциза. Российский «налоговый маневр» вынуждает Беларусь снизить ставки акцизов на автомобильное топливо в среднем на 20% к уровню 2014 г. (что вряд ли позволит снизить цены на заправках). Размер базовой величины вырастет на 20% — до 180 тыс. Br. Следовательно, пропорционально вырастут и суммы госпошлин и штрафов, номинированных в базовых величинах.

В итоге общий уровень налоговой нагрузки, по словам В.Амарина, составит 23,6% ВВП, как и в нынешнем году.

Придется поддержать

Расходы консолидированного бюджета в 2015 г. вырастут на 11,7% по сравнению с 2014-м. При этом сохранены доли в ВВП приоритетных направлений расходов: на здравоохранение выделяется 4,1% от ВВП, на образование — 5%, социальную политику — 2,6%, национальную оборону — 1%. Ассигнования на зарплату бюджетников, пенсии и стипендии запланированы с ростом на 17–20% к оценке нынешнего года. На господдержку реального сектора в виде возмещения компенсации процентов по банковским кредитам предусмотрено 10,6 трлн. Br, в т.ч. на модернизацию производства, реализацию высокоэффективных проектов с высокой добавленной стоимостью — более 3 трлн. Br, на поддержку экспорта —1,3 трлн.

Удешевление процентов по банковским кредитам для организаций АПК обойдется в 5,9 трлн. Br. Кроме того, на реализацию принятых в текущем году решений по их господдержке в республиканском бюджете предусмотрено свыше 3 трлн. Br, в местных — 6,4 трлн., а всего 16,4 трлн. Br из консолидированного бюджета.

Снижаются в следующем году расходы казны на приобретение оборудования (за исключением медицинского и военного назначения), капитальное строительство и ремонты. Так, объем государственной инвестиционной программы сократится по сравнению с 2014 г. на 30%, до 4 трлн. Br. Правда, инвестиции в дорожное хозяйство и мелиоративную систему, выделенные в отдельные направления, вырастут.

На всякий случай

Профицит республиканского бюджета с учетом исполнения долговых и гарантийных обязательств составит 15,7 трлн. Br, т.е. 11,1% доходов. Это довольно много. К примеру, в 2012–2013 гг. изначально утверждался бездефицитный бюджет, но исполнялся он с дефицитом. В 2011 г. и ранее планировался дефицит бюджета, но порой он оказывался существенно больше запланированного. В теории превышение доходной части над расходной означает снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. «Придерживание» бюджетных расходов лишает экономику дополнительных ресурсов и источников роста. Однако в белорусской реальности сбалансировать бюджет мешает высокая неопределенность в получении доходов.

Можно сказать, что профицит бюджета, с одной стороны — сигнал проведения жесткой экономической политики, недостатка ресурсов и высоких рисков, а с другой — это показатель наличия в стране экономических проблем, а также способ их решения. Нефть может еще больше подешеветь, возможности сбыта на внешних рынках и, прежде всего на российском, — ухудшиться, финансовое положение многих предприятий оставляет желать лучшего. В таких условиях минимальный рост ВВП, установленный Указом № 550, выглядит, пожалуй, оптимистично, а профицит бюджета служит резервом, отчасти страхующим перечисленные риски. К тому же лучше не планировать расходы, которые, скорее всего, не удастся профинансировать. При этом на экономику давят риски нестабильности рубля, российской девальвации, опасности возобновления роста инфляции, а также обязательства по погашению госдолга. Кстати, планы привлечения внешнего финансирования в размере около 1 млрд. USD «с учетом возможностей заимствования на мировом финансовом рынке» тоже выглядят достаточно неопределенно. Пока Минфин не уточняет, в какой форме будут осуществляться такие заимствования и где их удастся найти. Ранее замминистра финансов Максим Ермолович упоминал, что возможен выпуск еврооблигаций.

Все лучшее — детям. Когда-нибудь

Министр финансов сообщил, что по поручению Президента в проект бюджета заложены средства на дополнительную господдержку семей, воспитывающих детей, в т.ч. 1,8 трлн. Br будет направлено на «семейный капитал». Одним из таких источников послужит повышение ставки подоходного налога с 12% до 13%. В соответствии с Указом № 572 за каждого третьего или последующего ребенка семье откроют депозит на 10 тыс. USD, но использовать его можно будет лишь по достижении совершеннолетия ребенка. Депутат Леонид Апанасюк считает, что следовало бы предоставить семье возможность тратить хотя бы проценты с депозита, не дожидаясь, пока ребенку исполнится 18 лет, поскольку деньги на его воспитание необходимы и до совершеннолетия. Однако у правительства иное мнение. «Если разбогатеем на следующий год, то внесем изменения. А пока давайте рассчитывать на те средства, которые есть, — заявила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. — И в принципе следует исходить из самого главного — дети должны быть желанными. У нас не должно быть семей, которые рожают детей только ради пособий и выплат».

Остается добавить, что подход «деньги после 18» наверняка не вдохновит укреплять демографию страны не только слишком меркантильные семьи. Обещанные средства трудно рассматривать как достойную компенсацию при таких сроках, тем более что за это время может произойти слишком многое.

Напомним, в России материнский капитал создавался за счет нефтегазовых доходов и может быть использован на определенные цели после того, как ребенку исполнится 3 года. У нас же дополнительный процент изымается из зарплат всех работающих граждан под обещание раздачи многодетным семьям в светлом будущем. Пока же эти деньги станут долгосрочным кредитом населения государству.

Две беды —

дороги и пошлины

Расходование бюджетных средств, собираемых путем введения дополнительных платежей, вызвало у депутатов ряд замечаний, которые, как они надеются, будут приняты и согласованы правительством при подготовке документов ко второму чтению. Особенно много споров вызвал механизм финансирования дорожного хозяйства за счет транспортной госпошлины.

Так, выступавший с содокладом заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Александр Мякинник сообщил, что в 2015 г. для компенсации потерь бюджета будет увеличена ставка пошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на 1 базовую величину (БВ) для легковых автомобилей физлиц, и на 2 БВ — для остальных видов транспорта. При этом пенсионеры и инвалиды I и II группы, имеющие автомобили, а также владельцы транспорта, перевозящего опасные грузы, будут платить половину ставки.

Год назад введение транспортной госпошлины обосновывалось тем, что автовладельцы должны участвовать в финансировании дорожного хозяйства, и в первую очередь своего региона, напомнила депутат Ольга Политико. Правительство утверждало, что 50% поступлений пойдет в республиканский бюджет, 50% — в бюджеты областей и Минска.

Что получилось на практике? Нормативы отчислений были установлены только в конце I квартала, но критерии определения этих нормативов нигде официально не закреплены и не названы. Так, Минтранс, отвечая на запросы депутатов, сообщил, что критерием выбрана общая площадь покрытия местных дорог и улиц, являющихся их продолжением, с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, а также магистральных улиц радиального направления Минска и МКАД, в другом ответе речь идет уже о протяженности дорог. Ни фактическое состояние дорог, ни интенсивность движения по ним, ни количество транспортных средств в каждом регионе не учитываются, отметила О.Политико. К тому же деньги, собранные с автовладельцев, в нынешнем году просто не успели использовать. Поступления начались во II квартале текущего года, а для строительства, реконструкции и капремонта дорог требуется разработать проектно-сметную документацию, провести тендеры по выбору подрядчика. В итоге на начало октября неиспользованными оставалось свыше 45% средств, перечисленных в местные бюджеты, а по результатам 11 месяцев — 22,3%.

В декабре Минтранс и Минфин планировали предварительно проработать нормативы распределения субвенций между региональными бюджетами в следующем году. Можно ли надеяться, что это будет сделано к рассмотрению проекта бюджета во втором чтении?

Анна ФЕДОРОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений