Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бытовые услуги на фоне рынка

ОТРАСЛЬ бытового обслуживания населения относится к сфере социально значимого производства, на ее долю приходится примерно 16--20% объема платных услуг. В соответствии с общегосударственным классификатором бытовые услуги насчитывают более 600 видов д...

ОТРАСЛЬ бытового обслуживания населения относится к сфере социально значимого производства, на ее долю приходится примерно 16--20% объема платных услуг. В соответствии с общегосударственным классификатором бытовые услуги насчитывают более 600 видов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Здесь работают 29 предприятий республиканской собственности, 236 -- коммунальной, в негосударственном секторе действуют более 20 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сегодня частный сектор оказывает около 70% общего объема услуг, причем половина из них приходится на индивидуальных предпринимателей. Всего в отрасли занято более 100 тысяч человек.

За 1991--1995 годы объем реализации бытовых услуг населению по сравнению с 1990г. сократился на 73%, а в сельской местности -- почти на 84%. Но с 1996г. наметилась тенденция роста. За 1995--2000гг. объем увеличился более чем в 1,5 раза, в сельской местности -- на 8,4%. Тем не менее на начало 2001г. он составлял лишь немногим более 40%, а по сельской местности -- 17,5% от уровня 1990г.

КАКИЕ же проблемы сдерживают развитие отрасли? Среди основных назову прежде всего несовершенство нормативно-правовой базы, низкую эффективность системы государственного управления и несоответствие сложившихся организационных структур современным требованиям.

Что касается нормативно-правовой базы, то большинство документов, которыми руководствуются наши субъекты хозяйствования, приняты в 1982--1987гг. За это время изменились экономическая ситуация, технологии, оборудование, появились совершенно новые материалы, а СНиПы, нормы расходов сырья, условия оплаты труда и многое-многое другое остались прежними.

Негативно влияет на экономический потенциал отрасли также низкая эффективность системы госуправления как в части использования госсобственности и контроля за эффективностью ее работы, так и содействия интенсивному развитию частного сектора. Практически по всей стране утерян контроль за развитием сети на районном уровне, за исключением, может быть, отдельных крупных городов.

Напомню, что до 1990г. существовала четкая система управления отраслью. В частности, на районном уровне действовали монополисты -- комбинаты бытового обслуживания, которые оказывали основной спектр услуг (более 20 видов). КБО дотировались где-то на 70% за счет внутреннего перераспределения доходов отрасли. Сегодня ситуация изменилась: как я уже отмечал, около 70% услуг в республике выполняет негосударственный сектор экономики, в каждой области работают более двух тысяч частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Но местные власти ориентируются, как правило, лишь на базовые комбинаты бытового обслуживания, относящиеся к коммунальной собственности. (В Беларуси 115 таких комбинатов, в их состав входят 1593 комплексных приемных пунктов.) Могу привести пример, когда районный КБО обязали открыть участок по ремонту мебели, выделив на это льготный кредит и помещение. Комбинат принял на работу четырех человек и стал ожидать клиентов. Лишь через полгода решили выяснить, почему у нового подразделения нет заказов. Оказалось, что в районе уже давно успешно работают четыре частных предпринимателя, занимающиеся ремонтом мебели, и они полностью удовлетворяют спрос на услугу.

Таким образом, действующая сегодня система управления слабо учитывает сложившуюся многоукладность отрасли и экономическую самодостаточность отдельных субъектов хозяйствования, в результате на периферии заметно ухудшились условия обслуживания населения. В Минске, где власти предъявляют довольно высокие требования к работающим на рынке услуг, ситуация несколько иная.

Сдерживает нас и недостаточное развитие в стране финансового рынка, что тормозит техперевооружение субъектов хозяйствования. Ведь сегодня в сфере производства экономически нецелесообразно брать под действующие проценты кредиты, например для покупки оборудования. Не развивается по этой причине и лизинг. А собственных оборотных средств в сфере бытового обслуживания, как, впрочем, и в других отраслях, нет.

Не секрет, что существует и рынок теневых услуг. Примерно 20 тысяч специалистов -- швеи, обувщики, парикмахеры и т.д. -- работают на дому, не регистрируясь и уклоняясь от уплаты налогов.

В таких условиях сеть бытового обслуживания развивается недостаточно динамично, в особенности в новых районах массовой жилой застройки, в сельской местности, медленно восстанавливаются рабочие места в промышленных центрах, а уровень сервиса в целом заметно отстает от международных стандартов.

МЕРЫ, принятые Президентом и Советом Министров, позволили создать определенные положительные тенденции в системе бытового обслуживания, в частности за 11 месяцев прошлого года обеспечены темпы роста 113%, а в сельской местности -- почти 116%. Постановлением Совета Министров N 1604 одобрена программа развития бытового обслуживания населения на 2001--2005 годы. В этом документе с учетом выработанных мировой практикой стандартов определены основные направления преобразований в данной сфере. Это совершенствование и дальнейшее развитие бытового обслуживания с учетом изменения спроса населения, требований к качеству, совершенствование системы управления отраслью, методов государственного регулирования, техническое перевооружение производства, поддержка бытового обслуживания в сельской местности, содействие росту негосударственного сектора и т.д.

В соответствии с Программой государственное регулирование бытового обслуживания будет осуществляться путем использования правовых, экономических и организационных мер. Думаю, понятно, что речь идет не об администрировании, а в первую очередь о включении механизмов экономического, прежде всего финансово-кредитного и налогового регулирования, направленных на повышение инвестиционной активности организаций, ликвидацию убыточности отдельных видов услуг.

Планируется обеспечить учет, то есть введение реестра объектов бытового обслуживания, и координацию развития сети; стандартизацию и сертификацию основных видов услуг; проведение определенной научно-технической политики; повышение эффективности управления госсобственностью; усиление контроля за качеством, культурой обслуживания; защиту прав населения; упорядочение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; оказание консультационной помощи в получении информации о рынке бытовых услуг.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ материально-технической базы является одним из приоритетных направлений, так как износ основных производственных фондов государственных организаций отрасли превысил 90%. В условиях интенсивного развития технологий недостаточно осуществить разовую замену устаревшего оборудования, необходимо обеспечить его непрерывное обновление в соответствии с нормативными сроками полной амортизации -- в среднем 7 лет. В этой связи намечено совершенствование амортизационной политики посредством активного использования переоценки стоимости импортного оборудования в привязке к его валютной стоимости, а также повышенных норм амортизации основных производственных фондов.

Финансовая помощь государственным организациям на техническое перевооружение будет предоставляться преимущественно на возвратной основе, в форме долевого участия -- до 25% от стоимости вложений по лизингу оборудования. Применение такой формы должно способствовать повышению ответственности субъектов хозяйствования и собственников за эффективное использование выделяемых ресурсов и сокращению сроков техперевооружения.

В целях дальнейшего улучшения организации и повышения качества бытового обслуживания намечено обновить действующие правила, стандарты и технические условия, развивать сертификационные центры по отраслевым группам бытовых услуг, отменить лицензирование.

ВАЖНОЙ проблемой является обеспечение рентабельности по всем отраслевым группам, особенно в сельской местности. Поставлена задача сократить количество убыточных организаций и производств, запланирована реструктуризация бесперспективных предприятий, в том числе реструктуризация много-профильных государственных предприятий (КБО и РКБО) с использованием негосударственных организационно-правовых форм и кооперации хозрасчетных структурных подразделений.

Финансовая поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов будет предоставляться только организациям, которые оказывают социально значимые услуги (кстати, их перечень существенно сокращен), а также при обслуживании сельской местности. Меры государственной поддержки химчисток, прачечных, бань и др. обусловлены тем, что при возникновении чрезвычайных ситуаций эти предприятия участвуют в устранении их последствий.

В сельской местности намечено приведение сети стационарных организаций отрасли в соответствие с численностью проживающих: в среднем один субъект хозяйствования на 1200 жителей. Кроме того, планируется задействовать такие меры, как снижение ставок или отмена местных налогов и арендной платы, финансирование из местных бюджетов части затрат на доставку заказов и выполнение социально значимых услуг, возмещение убытков комплексных приемных пунктов, выполняющих заказы для жителей села. Поставлены задачи по развитию предпринимательства, ликвидации теневого рынка путем упрощения процедуры регистрации, налогообложения и отчетности индивидуальных предпринимателей, оказывающих низкорентабельные виды услуг. РКБО освобождаются от уплаты ряда сборов в местные и республиканские фонды, что снижает их общую налоговую нагрузку на 25--30%. Напомню, что наши организации всех форм собственности, расположенные в сельской местности, с 2002г. освобождены в первые три года после госрегистрации от уплаты налога на прибыль.

На селе предполагается также усиление кооперации между субъектами хозяйствования, осуществляющими бытовое обслуживание по отдельным видам, расширение сети приемки заказов и выездного обслуживания.

КАК показывает мировая практика, в "бытовке" преобладают малые организации и частные предприниматели. В странах с развитой рыночной экономикой, например в Германии, Франции, Италии, наиболее эффективной организационной структурой управления такими производственными системами стали ремесленные палаты. Их опыт уже позаимствовали наши польские соседи. В Российской Федерации также подготовлен и внесен на рассмотрение правительства проект закона "О ремесленной деятельности", которым предусматривается создание Ремесленной палаты РФ на базе организаций бытового обслуживания населения.

Что касается Беларуси, то на втором этапе реализации Программы в 2003--2005гг. предполагается осуществить реорганизацию государственного объединения "Белбыт" в Ремесленную палату Республики Беларусь с сетью филиалов в областях, городах и районах.

Ремесленная палата будет выполнять функции координации развития, совершенствования организационных структур, нормативно-правовой базы, подготовки кадров и т.д. Предполагается также создание независимых объединений (союзов, ассоциаций и т.п.) швейников, металлистов, парикмахеров -- формирований, которые не являются вышестоящими органами по отношению к создавшим их организациям и индивидуальным предпринимателям.

БЫТОВОЕ обслуживание населения, будучи неотъемлемой частью местного хозяйства, носит ярко выраженный территориальный характер. Поэтому важная роль в реформировании отрасли отводится в соответствии с Программой местным органам управления.

Развитие "бытовки" в госсекторе будет ориентировано в первую очередь на потребителей со средними доходами. Вместе с тем намечено путем расширения однотипных услуг и дифференциации цен и тарифов сделать социально значимые виды услуг доступными всем категориям населения. Предусматривается также развитие сети организаций для потребителей с высоким уровнем доходов.

Наиболее высокими темпами в ближайшее время будут развиваться услуги ремонтного характера -- ремонт бытовой техники, личного транспорта, мебели, а также услуги химчисток и парикмахерских. Предполагается расширение сервисного обслуживания технически сложных товаров их производителями.

Наращивание объемов предполагается прежде всего за счет высоких темпов развития негосударственного сектора, где производительность труда, по данным Минстата, в полтора-два раза выше, чем в организациях госсобственности.

В целом же реализация Программы предполагает к 2005г. обеспечить рост объемов бытовых услуг, в том числе и в сельской местности, к уровню 2000г. в 1,5 раза.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений