Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Быть собственником не по форме, а по сути хотят многие субъекты хозяйствования страны

Минское ОАО "Мясомолмонтаж" -- типичный для Беларуси субъект хозяйствования. Во времена СССР предприятие (тогда управление) входило в состав одноименного всесоюзного треста, занимавшегося монтажными и пусконаладочными работами на перерабатывающих пре...
Минское ОАО "Мясомолмонтаж" -- типичный для Беларуси субъект хозяйствования. Во времена СССР предприятие (тогда управление) входило в состав одноименного всесоюзного треста, занимавшегося монтажными и пусконаладочными работами на перерабатывающих предприятиях мясомолочной промышленности. Ежегодно, -- вспоминает нынешний директор ОАО Леонид Владимиров, -- с нашим участием в Союзе сдавали в эксплуатацию 2--3 новых завода. Теперь в основном занимаемся ремонтом и модернизацией действующих белорусских предприятий, в первую очередь задействованных в реализации программы "Детское питание". Новые объекты в республике не строятся, и имеющиеся мощности из-за нехватки сырья не востребованы. Однако коллектив сохранили, хотя, конечно, пришлось сократить его численность.

В судьбе предприятия как в капле воды отражаются нынешние проблемы отечественной экономики -- старения оборудования, снижения рентабельности производства продукции, прибыли от ее реализации и т.п. Особенно донимают неплатежи. На сегодняшний день дебиторская задолженность превышает квартальный объем работ. Положение настолько тяжелое, что на объекты, разбросанные по всей республике, специалисты вынуждены добираться за собственные деньги.

Полгода назад для борьбы с неплательщиками Владимирову пришлось прибегнуть к мере, на которую он раньше никогда бы не пошел -- подключить для нормализации расчетов Хозяйственный суд. В частности, был возбужден иск к Узденскому мясомолочному заводу, задолжавшему ОАО в ходе своей реконструкции 20 млн. рублей. Сумма не такая уж и большая, но дело в том, что из-за отсутствия средств заказчик не может завершить работы и перейти к выпуску конкурентоспособной продукции. Своим иском Леонид Викторович хочет обратить внимание государства на эти и другие отраслевые "долгострои", от судьбы которых зависит стабильность и самого ОАО.

Большие надежды коллектив возлагал на одобренную в конце прошлого года правительством программу развития перерабатывающих мощностей АПК, надеясь, что это увеличит востребованность услуг предприятия. Но уже через полгода, констатирует Леонид Викторович, стало очевидно, что программа в задуманном виде и объемах не будет реализована. Во всяком случае обещанной правительством финансовой поддержки объектов молоко- и мясопереработки не наблюдается. "Опять со своими проблемами наши заказчики остаются один на один, так что ожидать снижения себестоимости производимой в Беларуси продукции и роста ее конкурентоспособности не только на внешнем, но и на внутреннем рынках, скорее всего, в ближайшее время не придется". Кому-то, сетует мой собеседник, показалось, что у государства есть другие, более насущные заботы, нежели обеспечить людей продовольствием из своего сырья.

Наглядный тому пример -- модернизация Лепельского молочно-консервного комбината. Сколько уже вложено средств и труда, чтобы на его базе возвести практически новое предприятие с современными технологиями! Осталось гораздо меньше, чтобы закончить строительство, запустить смонтированные мощности, начать получать от них практическую отдачу. Одному комбинату с этим не справиться, а "наверху" проблему словно и не замечают.

Вопреки сложившемуся мнению, что отечественное село "закормлено" государственными дотациями и субсидиями, Леонид Викторович -- за новые финансовые вливания в сельскохозяйственное производство. С той лишь разницей, что предлагает в первую очередь укреплять его самые слабые звенья: кардинально улучшать подготовку кадров, повышать уровень жизни... Без высококвалифицированных специалистов, убежден он, на селе не будет и роста производительности труда, объемов производства продукции. Не обойтись и без изменения форм хозяйствования -- предоставления земли в собственность, в аренду, использования ипотеки и др.

Как известно, основным капиталом любого предприятия являются люди. Они также "амортизируются" -- стареют, уходят на заслуженный отдых. К сожалению, у ОАО мало средств для обновления этих "активов", прежде всего для привлечения и обучения молодежи. И хотя вакансий на предприятии нет, а средняя заработная плата составляет около 350 тыс. рублей, в будущее Леонид Викторович смотрит с тревогой: когда нынешние специалисты выйдут на пенсию, работать станет значительно тяжелее. Необходимо, считает он, активнее переходить к современным формам и методам управления -- предоставлять руководителям предприятий больше свободы и самостоятельности в принятии решений, расширять частный сектор экономики, устанавливать, а главное, выдерживать единые для всех правила хозяйствования, создавать и поддерживать культ инициативного, энергичного работника.

В ОАО делается все, чтобы члены коллектива чувствовали себя собственниками не формально, а по сути. Например, продукцию наладчики продают непосредственно заказчикам. Они, а также бригадиры, прежде повторявшие, что их задача -- работа, остальное, мол, -- забота начальства, сегодня берутся за решение не только технических проблем, но и организационных. Роль дирекции в этих условиях сводится в основном к организации производства, обеспечению заказами и созданию условий для их выполнения.

К сожалению, самостоятельность ОАО пока плохо сочетается с доминирующей в стране практикой чрезмерной опеки и контроля. "В развитых странах, -- констатирует Леонид Викторович, -- государство редко вмешивается в процессы управления на уровне предприятия, у нас же это практикуется сплошь и рядом. Как мне кажется, затрачиваемые при этом усилия зачастую несоизмеримы с результатом. Взять хотя бы Декрет "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников" от 2002-07-18г. N 17 и принятое в его развитие постановление Совмина от 2002-08-23г. N 1144 о введении единой тарифной сетки и других мерах по регулированию зарплаты. Эти требования озадачили наших специалистов. Изменив форму собственности и создав систему оплаты труда, напрямую зависящую от его результативности для всех работников, мы до сего дня довольно успешно и бесконфликтно рассчитывались со всеми. Смею предположить, что и на других предприятиях сложились свои системы оплаты и критерии оценки труда. Какая нужда была вносить "улучшения"?

Но поскольку требования указанных документов распространяются и на нас (22% активов ОАО принадлежат государству, 78 -- трудовому коллективу и выбывшим из него), то и мы вынуждены "вписываться" в них, стремясь при этом не ломать устоявшуюся структуру и не навредить тому хорошему, что было. Сегодня, например, должностной оклад директора ниже оклада некоторых других работников предприятия (им оклады не снижены: они-то в чем виноваты?)".

Не первый год в Беларуси обсуждается пресловутая проблема лицензирования, а подвижек не видно. У ОАО около 30 лицензий на различные виды деятельности. Список безболезненно можно было сократить на 2/3. В строительстве есть работы, для выполнения которых достаточно обычного государственного контроля. А при нынешнем уровне конкуренции среди подрядчиков организация, нарушившая правила, быстро станет на рынке невостребованной.

Одним словом, свою хозяйственную самостоятельность белорусские предприятия хотят ощутить на деле. Возможно, это помогло бы скорее стать на ноги и тем, кто сегодня "в долгах как в шелках".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений