$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

БЫТЬ ЛИ ПОЖИЛОМУ ЕВРОПЕЙЦУ ПЕНСИОНЕРОМ, А БЕЛОРУСУ- ТРУЖЕНИКОМ©

17.02.2012

Еврокомиссия намерена обнародовать на днях Рекомендации по автоматическому повышению пенсионного возраста в зависимости от увеличения продолжительности жизни. Это плохая новость для европейцев, но только так странам удастся сократить неподъемные расходы на пенсионное обеспечение. Кроме того, авторы документа рекомендуют жестко ограничить возможности досрочного выхода на пенсию. В нашей стране ситуация, похоже, противоположная. Молодые пенсионеры готовы поработать дольше, но пока не получают на это санкцию правительства. Дискуссия периодически возобновляется.

Почти во всех странах ЕС постепенное повышение пенсионного возраста уже предусмотрено законодательством. В большинстве государств в 2020 г. мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 63–65. В некоторых странах планируется и дальнейшее повышение возраста для получения государственных выплат: в Германии — до 67 лет, в Великобритании — до 68. Предложение Еврокомиссии означает, что планы по повышению пенсионного порога в странах ЕС будут пересмотрены, причем гражданам придется трудиться все дольше и дольше. Зато привязка к продолжительности жизни позволит государствам вдвое уменьшить расходы на пенсионное обеспечение, связанные со старением населения.

Предложения по пенсионной реформе Еврокомиссия готовила давно. Еще в июле 2010 г. был составлен список наиболее важных проблем пенсионного обеспечения. Авторы документа подчеркивали тогда, что если в 2010 г. на каждого жителя ЕС старше 65 лет приходилось четверо работающих, то к 2060 г. количество трудоспособных на одного пенсионера сократится до двух человек.

Рекомендации Еврокомиссии не носят обязательный характер. Окончательное решение примут законодательные органы той или иной страны. Однако если инициативу еврочиновников одобрят все страны, то определение пенсионного возраста будет более справедливым, чем в настоящий момент, подчеркивают авторы проекта. Так, Германия уже не первый год возмущена тем, что, несмотря на достаточно сбалансированный бюджет, она установила в перспективе один из самых высоких уровней пенсионного возраста, тогда как в проблемных странах граждане будут работать не так долго. В частности, немецкие политики неоднократно призывали Грецию повысить пенсионный возраст, чтобы сократить бюджетные расходы. В итоге Афины в 2010 г. утвердили повышение на 2 года, до 63 лет, и заморозили размеры выплат. Немцев возмущает, что в будущем пенсионный возраст в Греции вырастет лишь до 65 лет.

В целом аналитики разных стран положительно оценивают идею по привязке пенсионного возраста к продолжительности жизни, поскольку она учитывает реалии. Население не только живет дольше: у пожилых людей лучше здоровье, чем раньше, и они вполне способны работать. К примеру, каждый второй ребенок, родившийся в Швеции сейчас, предположительно, доживет до 100 лет. Поэтому премьер-министр страны Фредрик Рейнфельдт предложил увеличить пенсионный возраст своих сограждан с 65 до 75 лет, что, по его словам, даст шведам возможность беспрепятственно сменить направление деятельности по крайней мере раз в жизни. При таком повороте событий правительство обещает подумать о продлении льготного кредитования на обучение, которое прекращается сейчас по достижении жителями страны 45 лет.

Что касается Беларуси, то позиция Минтруда и соцзащиты по вопросу повышения пенсионного возраста до недавнего времени была однозначна: в ближайшей перспективе этот вопрос не поднимать. Однако демографическая нагрузка на трудоспособное население к 2030 г., по последним прогнозам трудового ведомства, возрастет на 30%.

В настоящее время на 100 человек в трудоспособном возрасте (их в стране 5,8 млн.) приходится 63 человека в возрасте старше трудоспособного. Резкий рост численности населения старших возрастов потребует значительного увеличения расходов на пенсионное обеспечение, организацию специальной социальной помощи, констатирует министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. По итогам 2011 г. число получателей пенсий возросло на 18 тыс. человек и достигло почти 2,5 млн. Остатки средств на 1.01.2012 г. составили 9 трлн. 51,3 млрд. Br, или 375,7% к месячной потребности на финансирование выплат пенсий в январе. По словам министра, запас прочности Фонда соцзащиты населения снизился: если на 1.01.2011 г. за счет остатков средств можно было обеспечивать выплату пенсий за 5 месяцев, то сейчас — менее чем за 4 месяца. Это своеобразный сигнал, расценила ситуацию М.Щеткина, выступая перед журналистами на прошлой неделе. Очевидно, что социальные обязательства Фонда вскоре станут серьезной проблемой, тем не менее с опорными точками пенсионной реформы чиновники пока не определились.

Одновременно, по данным интернет-сайта по поиску работы и подбору персонала RABOTA.TUT.BY, опросившего порядка 5 тысяч сотрудников различных сфер деятельности и уровня занимаемой должности, работать и после пенсии готовы 76% белорусов.

«Результаты опроса говорят о том, что белорусы готовы работать максимально долго, лишь бы позволяло здоровье, — комментирует Светлана Шапорова, директор сайта. — Не все представляют себе, на какие еще средства можно жить, если оставить работу до пенсии. Таких людей 69%. На дивиденды от вклада в банке или сбережения рассчитывают 23% опрошенных, а некоторые (8%) собираются тратить средства ближайших родственников или спонсоров».

Большинство белорусов (35%), планирующих выйти на пенсию в положенные сроки, хочет жить где-нибудь за городом, подальше от суеты и деловых проблем, 34% будут получать доходы от собственного бизнеса, отчасти контролируя коммерческую ситуацию, 31% — участвовать в биржевых торгах.

Если бы у респондентов появилась крупная сумма денег, способная обеспечивать безбедное существование до конца жизни, 68% все равно продолжили бы работать, 26% оставили бы работу, а 6% затруднились ответить на такой вопрос.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ