$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

13.02.2007

В настоящее время в условиях, дающих право на досрочную профессиональную пенсию, трудятся около 590 тыс. человек. Из них 100 тыс. человек получают льготные (досрочные) пенсии. 22 тыс. человек продолжают трудиться на «вредных» рабочих местах после достижения общего пенсионного возраста (55 лет — у женщин, 60 — у мужчин). Кроме того, количество назначений льготных пенсий ежегодно увеличивается. Так, если в 2000 г. их было 16 тыс., то в 2006-м — почти 24 тыс. Это треть всех назначений по возрасту и за выслугу лет.

Сегодня финансирование досрочных пенсий работникам, занятым во вредных условиях труда, осуществляется из общих пенсионных средств. В 2006 г. на выплату ранних пенсий из Фонда соцзащиты населения пошло около 120 млн. USD. Как видно, речь идет о значительных расходах пенсионных средств.

Исправить эту ситуацию призван Закон «О профессиональном страховании», проект которого сейчас активно обсуждается всеми заинтересованными.

Позицию разработчиков законопроекта по его некоторым принципиальным положениям корреспонденту «ЭГ» изложила начальник отдела развития пенсионной системы Министерства труда и социальной защиты Татьяна ПОГОНЫШЕВА.

— Норма о невыплате досрочной пенсии в период работы с особыми условиями труда в законопроекте является ключевой. Сохранение существующего подхода в новом законодательстве нивелирует саму идею построения системы профессионального пенсионного страхования в целях упорядочения пенсионных расходов и не будет способствовать как упреждению проблем пенсионной системы, так и решению вопросов оздоровления производственной среды.

Более того, в накопительных схемах период накопления и период расходования не могут совпадать в принципе. И если эта норма будет исключена, сам законопроект по сути утрачивает смысл.

В целях сохранения финансовой стабильности пенсионной системы в перспективе может встать вопрос ликвидации досрочных пенсий вообще. Так поступили, например, в странах Балтии. В экономически развитых странах пенсионные системы в целом отличаются большей рациональностью. Прежде всего отсутствием пенсионных льгот и более высоким пенсионным возрастом вне зависимости от категории работников. Поскольку продолжение работы после его достижения не носит массовый характер, то и вопросы выплаты пенсий работающим не актуальны.

Ситуация диктует необходимость внедрения рациональных подходов и в национальную пенсионную систему. Пока предлагается очень мягкий подход, сохраняющий накопленные права. К сожалению, наши попытки найти общий язык с профсоюзами не приводят к желаемому результату. Даже несмотря на то, что средства, наколенные в пользу застрахованного работника, при оставлении «вредного» места работы будут ему выплачены в полной мере.

— Почему нынешняя система льготного страхования требует изменений?

— Длительная работа в тяжелых, опасных условиях может привести к ранней физической изношенности организма. Это в свою очередь должно стать причиной того, чтобы оставить такую работу. Для компенсации утраченного в этом случае заработка как раз и предназначались ранние пенсии. То есть пенсии должны были бы «защищать временем».

На практике же подавляющее большинство работников (90-98%), выработав минимально необходимый для ранней пенсии стаж и получив право на досрочную пенсию, продолжают работать в прежних условиях. При этом их пригодность к выполнению тяжелых работ подтверждается обязательными регулярными медосмотрами. Продолжению «вредной» работы способствуют не только относительно высокие заработки, которыми она оплачивается, но и норма, позволяющая получать одновременно еще и пенсию. В результате на практике идея введения досрочных пенсий как защитной меры искажена до обратного стимула — к длительной работе во вредных условиях.

Сегодня люди в целях улучшения своего материального положения перестали заботиться даже о своем здоровье. В качестве примера можно привести вопиющий случай из практики. На одном из участков ОАО «Лесохимик» серная кислота, применение которой предусмотрено производственным процессом, была заменена специально разработанным безопасным стимулятором. Однако то, что по результатам аттестации не подтвердились особые условия труда, вызвало протест со стороны работников и требование вернуть им для работы прежний агрессивный препарат. И представьте, оно было удовлетворено. Понятно, что поводом для такого отношения к своему здоровью послужила в т.ч. норма о выплате досрочной пенсии в дополнение к заработку.

Но должно ли государство поощрять это? Согласитесь, нет. Для изменения такого положения дел законопроект предлагает выплачивать профессиональные пенсии только при условии, что работник оставил «вредную» работу.

— Не ухудшит ли это ситуацию с безработицей в городах с градообразующими предприятиями? Если люди будут покидать «вредные места», они просто рискуют стать безработными…

— Если вы имеете в виду увольнение в связи с выходом на льготную пенсию, то пенсионеры не относятся к безработным, так как у них есть источник средств существования. В то же время массовое увольнение по этой причине не представляется реальным. Ведь заработок на «вредной» работе и пенсия слишком разнятся. К примеру, на «Беларуськалии» средний заработок на подземных работах около 1 млн. 700-1 млн. 800 тыс. Br. Шахтеры в среднем получают в два раза больше. Относительно высокие заработки и на других предприятиях с высокой численностью рабочих мест с вредными условиями, таких как «Белшина», «Нафтан», «Гродноазот». Но если здоровье позволяет трудиться и иметь высокий заработок, то в этом случае вряд ли будет отдано предпочтение пенсии в 300 тыс. Br.

— На ваш взгляд, насколько перспективно изменение источника финансирования досрочных пенсий по условиям труда?

— Такая мера действительно необходима. Во-первых, это позволит освободить общую пенсионную систему от несвойственных ей функций страхования производственных рисков и сосредоточить усилия на обеспечении нетрудоспособных лиц. С учетом того, что население страны относится к старому, нам нужно думать о том, как финансировать пенсии тем, кто уже не в состоянии зарабатывать.

С другой стороны, коль скоро источником финансирования профессиональных пенсий станут целевые взносы работодателей, использующих труд в неблагоприятных условиях, мы надеемся, что у них появится особый интерес к рационализации рабочих мест. Ведь если при аттестации рабочих мест работодатель подтвердит, что создал нормальные условия труда, за работников, занятых на таких рабочих местах, уплачивать взносы он уже не обязан.

Кроме приведенных выше обоснований, целесообразность такого подхода вытекает также из поставленной задачи по улучшению условий жизни и увеличению ее продолжительности. Для ее решения необходимы нормы, как минимум, не поощряющие чрезмерно длительную работу во вредных условиях. Именно поэтому и предложено изменить действующий подход к выплате пенсий в период работы в неблагоприятных условиях.

Таким образом, изменение источника финансирования досрочных пенсий по условиям труда будет содействовать решению комплекса проблем. Предполагается, что это один из первых шагов.

— Не ухудшит ли это и без того довольно неустойчивое финансовое положение некоторых предприятий?

— Нагрузка будет определяться тарифами на профессиональное пенсионное страхование. О размерах говорить рано, но в общем и целом они будут установлены на приемлемом уровне. Мы будем исходить из необходимости баланса между возможностями экономики и интересами работников. В качестве компенсации, возможно, будет изучаться вопрос о снижении общей страховой нагрузки на работодателей.

Сегодня решается вопрос в принципе: быть профессиональному пенсионному страхованию или нет. Средства на льготные пенсии трудоспособным работникам расходуются, но давайте разберемся, из чьего кармана они должны быть. Вряд ли они должны финансироваться за счет 70-80-летних пенсионеров.

— Изменится ли размер досрочных пенсий после принятия законопроекта, когда страховать будет наниматель?

— В профессиональной системе предполагается задействовать накопительный механизм финансирования. Характерной его особенностью является слабая предсказуемость конкретных размеров будущих выплат. На самом деле все будет очень индивидуально и зависеть от суммы уплаченных взносов и периода страхования. Немаловажным будет также влияние уровня реальной доходности и другие показатели финансового рынка.

При предварительной оценке тарифов взносов разработчики исходили из того, чтобы средства, сформированные за средний период страхования с учетом прогнозных показателей развития экономики, обеспечивали пенсию в размере, сопоставимом с сегодняшним. Сегодня досрочная пенсия по возрасту за работу в особых условиях труда в среднем по республике составляет около 300 тыс. Br.

— По утверждению профсоюзов, это может привести к тому, что наниматели умышленно будут сокращать каким-то образом списки профессий и должностей, дающих право на эту пенсию…

— Представляется логичным, что проведение модернизации производств и внедрение новых технологий должно улучшать условия труда и вести к сокращению количества рабочих мест, относимых в соответствии со списками к «вредным». Однако вывести рабочее место из перечня «вредных», как и сейчас, работодатель сможет только через аттестацию, которая проводится раз в пять лет. Кстати, именно в целях ее объективного проведения и предусмотрено участие профсоюзов. Многое в этом плане будет зависеть от них, так как возможность контролировать этот процесс остается.