$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Быть или не быть

10.02.2009

   В Беларуси необходимо активнее переходить на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), заявил 6 февраля на заседании коллегии Минфина министр финансов Беларуси Андрей Харковец. По его мнению, «внедрение МСФО является одним из элементов международной привлекательности как предприятия, так и экономики страны в целом. Их слабое внедрение не должно быть препятствием для привлечения в страну инвестиций. Ведь для инвесторов это свидетельствует об отсутствии прозрачности финансовой отчетности. А нет прозрачности — нет доверия, нет доверия — нет инвестиций, нет инвестиций — нет роста».

   На несоответствие национальных стандартов бухучета международным требованиям не раз указывали зарубежные инвесторы и эксперты. Теперь такие различия пора устранить. Причем «эту работу из вялотекущей необходимо перевести в интенсивную, — считает министр. — Уже сегодня необходимо приступить к разработке проекта указа о единых требованиях формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО и новой редакции закона о бухгалтерской отчетности. Весь пакет документов должен быть готов до 1 июля 2009 года».

   Заметим, что задачу такого масштаба сложно уместить в такие сроки. Ведь в других странах она занимает годы. Сами международные стандарты регулярно пересматриваются. Так, отчетность за 2009 г. должна составляться с учетом очередного пакета изменений. К тому же МСФО требуют соблюдения всех установленных ими принципов и методов без каких-либо исключений, независимо от интересов каких-либо пользователей отчетности, даже если это государство.

   Например, МСФО предусматривают учет основных средств, ценных бумаг, нематериальных активов и производственных запасов по справедливой стоимости. Мировой кризис лишь усилил, по мнению разработчиков стандартов, необходимость регулярной и достоверной переоценки в соответствии с ситуацией на рынке конкретных активов — если такой рынок имеется. Правда, решение о переоценке активов МСФО предлагают принимать руководству компаний самостоятельно, а проводить ее, как правило, рыночными методами. У нас же с начала года бухгалтеры предприятий гадают: проводить ли переоценку основных средств? С одной стороны, действующий Указ от 20.10.20006 № 622 однозначно предписывает это мероприятие на 1 января текущего года без каких-то дополнительных указаний и оговорок. Но с другой — слухи о том, что в указ не сегодня-завтра будут внесены изменения, поддерживаемые как ответственными лицами, так и досужими лекторами на семинарах, заставляют выжидать. Интересно, станут ли белорусские бухгалтеры поголовно соблюдать принципы МСФО, если многие из них сегодня игнорируют даже действующий законодательный акт главы государства? Или, быть может, учетные работники, руководствуясь своим профессиональным суждением, засомневались в целесообразности переоценки? Ведь в условиях мирового кризиса многие активы, включая недвижимость, обесцениваются. Но скорее можно предположить, что бухгалтеры взяли на вооружение старое служивое правило: не торопись исполнить приказ начальства, ведь его могут и отменить.

   Между тем время идет. Налоговики благополучно приняли расчеты по налогу на недвижимость без переоценки (напомним, при живом Указе № 622). Бухгалтеры не знают, как составлять баланс за прошлый год — с переоценкой или без, а аудиторы не могут подтвердить отчетность, акционерам не удается обсудить ее на своих собраниях и назначить себе дивиденды. А проект указа об отмене переоценки (если таковой имеется) путешествует по кулуарам министерств и ведомств.

   Но реформировать бухучет как-то надо. И если теоретики и практики молчат, то решения будут поступать свыше. Так, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский считает возможным отменить для предприятий отчисления на амортизацию основных фондов. «Может быть, было бы сегодня целесообразным отменить амортизационные отчисления, пусть эти деньги пойдут на оборотные средства, у предприятий их сегодня не хватает», — сказал С.Сидорский на заседании коллегии Минфина. По его словам, он готов донести эту инициативу до Президента и потребовал от замминистра финансов Ивана Шунько внести соответствующие предложения. «Это и есть либерализация — разгрузить предприятия от излишней бумажной работы. Кому сейчас нужны эти инструкции?» — цитирует Интерфакс главу правительства.

   Действительно, если в Беларуси начисление амортизации — тема отдельной весьма обширной инструкции, утвержденной четырьмя министерствами (не считая   Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы и упоминания еще в двух инструкциях Минфина), то в МСФО — всего лишь 2 странички (п.п. 43-62) в стандарте IAS 16 «Основные средства». Не много места занимают вопросы амортизации и в российских положениях по бухучету. Но белорусским бухгалтерам непривычно работать без подробных указаний.

   Впрочем, в Беларуси амортизационный фонд давно уже не создается перечислением средств на спецсчет, как в советские времена, а «висит» за балансом как напоминание о том, какую сумму льготы по налогу на прибыль можно получить. Начисление же амортизации во всем мире — всего лишь процесс списания ранее понесенных расходов по приобретению основных средств на себестоимость. И если мы перестанем признавать эту неденежную статью затрат (которая на самом деле никуда не денется), то это приведет только к увеличению налога на прибыль, росту налоговой нагрузки, а следовательно — дополнительному изъятию оборотных средств предприятий…

Леонид ФРИДКИН