$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Быть или не быть?

26.09.2008

Предпринимательские сообщества Беларуси готовят предложения в законопроект о господдержке малого и среднего бизнеса, которые в ближайшем будущем будут переданы на рассмотрение новому составу Палаты представителей, а также начинают совместную работу по защите прав ИП. Таковы главные итоги конференции с участием основных негосударственных объединений предпринимателей.

Актуальность законотворческой деятельности объясняется большим числом казусов в прежних проектах, которые возвращались на доработку уже двумя составами Палаты представителей.

Отечественному бизнесу следует воспользоваться возможностью пролоббировать свои интересы. Понятно, что сделать это непросто. Как показывает прежний опыт подготовки подобных нормативных правовых актов, убедить чиновников в необходимости включения (исключения) того или иного пункта в проект, несмотря на все доводы о целесообразности и даже об интересах госбюджета, удается не всегда.

По словам председателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, ряд предложений уже отправлены в госорганы. В то же время участники заседания не намерены останавливаться на достигнутом, решено создать совместную рабочую группу, которая продолжит выявлять и исправлять изъяны действующего законодательства.

Из прозвучавших на встрече предложений отметим требование дать четкое определение, что такое микропредприятие, а также малое и среднее предприятие. Отсутствие понятных формулировок создает благодатную почву для двойного толкования статуса субъектов хозяйствования, что ведет к путанице при определении адресата для предоставления льгот и преференций. В итоге находящийся в подвешенном состоянии малый и средний бизнес не способен в полной мере реализовать заложенный в себе потенциал — на такие формы предпринимательской деятельности в Беларуси приходится менее 20% объема производства, т.к. в мире этот показатель составляет около 50-60%.

Также частники внесли на рассмотрение будущим депутатам перечень принципов госконтроля. Здесь прописаны: принцип презумпции добросовестности предпринимательства; недопустимость нарушения режима работы объекта во время проверок; закрепление частоты оных на уровне не более одной за два года; ответственность контролера за превышение им должностных полномочий.

Выступили представители бизнеса и за пропорциональное равенство, в частности, налоговой нагрузки. У практиков вызывает изумление требование к ИП вести бухучет чуть ли не на уровне крупного предприятия. Справиться с большим числом налогов и сложной системой их уплаты, особенно учитывая запрет на наем сотрудников, не являющихся близкими родственниками, крайне непросто.

Поэтому сегодня совместными усилиями следует решать проблему дальнейшего упрощения системы налогообложения для ИП (в т.ч. за счет уменьшения ставок единого налога). В будущем члены конфедерации попытаются снизить налоговое бремя для всех организаций.

Более радикальное предложение озвучил глава Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, предложивший ввести регрессивную шкалу налогообложения, которая позволит нарастить крупный национальный капитал. «Если затянуть принятие этого решения, мы никогда не накопим финансов для приватизации предприятий, и по нашей территории продолжат разгуливать транснациональные корпорации», — отметил руководитель союза.

Впрочем, не каждому дано стать «олигархом». Участники конференции согласились, что об ИП неправильно говорить только с точки зрения переходного состояния в средний и крупный бизнес. По статистике, более 90% «индивидуалов» не имеют объективных возможностей для роста. Например, владелец микроавтобуса в сельской местности, совершающий один рейс в день, никогда не станет оформляться в юрлицо.

Поэтому союзы, защищающие интересы ИП, забили тревогу. 1 января 2009 г. у данных субъектов хозяйствования истечет льготный режим ввоза товаров из России. И таможенные органы начнут требовать сопроводительные документы на ввозимую продукцию, оплату пошлин и НДС. По мнению специалистов, ведя легальную деятельность, выжить в подобных условиях практически нереально. Как заметил участник встречи Алесь Толстыка, «остается непонятным, кто предоставит челноку необходимые бумаги на товар? Очевидно, если власти не пойдут на попятную, многие ИП останутся без средств к существованию или начнут использовать в работе черные схемы».

Достигнуть компромисса с властями представители предпринимателей попытались 18 сентября на заседании рабочей группы при Минэкономики. Активисты предложили оставить в силе ныне действующие правила игры, которые хоть и не идеальны, но позволяют работать. Но в министерстве их доводы услышаны не были.

Напомним, что, сегодня ИП, за некоторым исключением, могут платить лишь фиксированный НДС в размере двухкратного единого налога, а также еще 1,5 ставки за импорт. С 1 января они лишаются этой привилегии — уплата налогов будет осуществляться в общем порядке с обязательным оформлением и уплатой таможенных пошлин.

По мнению ИП, «глухота» чиновников приведет к росту коррупции и безработицы (особенно женской), сокращению налоговых платежей, свертыванию ряда социально значимых услуг в регионах.

Отметим, что представителям предпринимательских союзов удалось найти общий язык друг с другом по большей части вопросов. Получится ли теперь сделать следующий шаг — совместно достучаться до чиновников?

Олег КВАША