$

2.1058 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Быть или казаться

19.09.2008

На презентации ежегодного отчета Doing Business-2009 (Ведение бизнеса-2009) представителям Всемирного банка пришлось объяснять журналистам и чиновникам свое видение ситуации в Беларуси.

В исследовании представлены не только количественные оценки состояния бизнес-климата по наиболее существенным элементам — от создания до ликвидации фирмы, но и качественные характеристики реформ. В основе такого подхода принцип «прозрачности»: новые правила деятельности малых и средних предприятий должны быть рациональны, доступны для всех, кто в них нуждается, просты в применении. Приведенные показатели, по мнению международных экспертов, позволяют судить об экономической ситуации и эффективности проведенных реформ.

Можно по праву гордиться улучшением общих позиций в рейтинге нашей страны, поднявшейся со 115-го на 85-е место из 181 государства (см. «ЭГ» № 71 за 12.09.2008 г., с. 3). В категории «Регистрация собственности» Беларусь и вовсе опередила всех. Кроме того, благодаря существенным переменам в 6 из 10 исследуемых областей мы заняли 4-е место среди 10 стран, больше всего работавших в последний год над изменением деловой среды к лучшему. Правда, здесь нас опередили Азербайджан, Албания и Кыргызстан, а за нами следом идут Сенегал, Буркина-Фасо и Ботсвана. Страны, находящиеся в первой тридцатке, в которую мы так хотим попасть, в основном с реформами уже разобрались. Но успокаиваться на достигнутом тоже не намерены.

Признав успехи Беларуси по большинству показателей улучшения бизнес-климата, эксперты ВБ не изменили своего отношения к отечественной системе налогообложения, которая, по их мнению, по-прежнему остается худшей в мире. Правда, прогресс в сфере упрощения налоговой системы в Беларуси есть. «В этом году были отменены 2 налога, принята поправка по упрощению процедуры налогообложения для малого и среднего бизнеса», — отметила директор исследования Всемирного банка по индикаторам и анализу Пенелопа Брук. Она пояснила, что исследования Doing Business-2009 охватывают реформы за период с 1 июня 2007 г. по 1 июня 2008 г. Реформы, проведенные в Беларуси после этой даты, не остались незамеченными. Оценка выгод от снижения налоговой нагрузки в результате их принятия появится в следующем исследовании, т. е. в «Doing Business-2010. «Следует быть терпеливыми», — сказала П.Брук.

Но наши чиновники ждать не согласны. Начальник главного управления налоговой политики Минфина Александр Козляков считает, что «есть субъективные и объективные недоработки в методологии, по которой Всемирный банк проводил оценку уровня налоговой системы в республике». Объективные — доклад позиционируется как условие ведения бизнеса в 2009 г., но использует при этом отчетные данные по состоянию на 1.06.2008 г. «Не учитывались изменения, которые уже произошли в 2008 г. и которые будут еще реализованы с 2009 г.», — подчеркнул А.Козляков. Имеются в виду планы по изменению ставок и базы расчета ряда налогов. «Некоторые факты, в т.ч. введенное с 1 апреля 2008 г. упрощение уплаты земельного налога и налога на недвижимость, не нашли отражения в исследовании. Это повлияло на общую оценку ситуации с налогами», — заявил представитель министерства.

Субъективным фактором А.Козляков посчитал неправильный подход в выборе экспертами бухгалтеров малых и средних предприятий с учетом их недостаточного уровня образования и квалификации. Как правило, они не имеют высшего экономического образования, в свое время закончили только трехмесячные курсы. «Поэтому в любой ситуации уплата налогов будет оставаться для них тяжелым бременем, которое они выполняют в качестве одной из основных трудовых обязанностей», — резюмировал А.Козляков. Он также отметил, что сегодня любое предприятие считает налоги в автоматическом режиме. Тем не менее, хотя количество налоговых выплат в Беларуси, по исследованию ВБ, уменьшилось со 124 до 112, количество часов, затраченных на их исчисление и уплату (1188 часов), не изменилось. «Каким образом это может быть при сокращении платежей?» — недоумевает А.Козляков. По его мнению, необъективность в оценке налоговой системы отразилась на общем рейтинге Беларуси, а значит, ВБ пора совершенствовать свою методологию. Такую точку зрения поддержали представители других министерств.

Однако специалист по вопросам развития частного сектора департамента по инвестиционному климату ВБ Светлана Багаудинова подчеркнула, что исследование налоговой системы Беларуси проводят 3 крупнейшие международные аудиторские компании. «Методология ВБ может быть не самая удобная для нашей страны. Нами же поставлена задача сравнить законодательство и существующую реальность в 181 стране. Поэтому методология имеет ограничения. Мы готовы работать с МНС, чтобы вырабатывать меры для облегчения налогового администрирования в стране», — отметила С.Багаудинова. В свою очередь П.Брук заявила, что «наша задача в измерении, а не в прогнозе. Мы отразим реформы, которые скажутся на налоговой ситуации, но как изменится рейтинг по данному индикатору, зависит также от реформ в других странах мира».

Проще говоря, ВБ ориентируется не на обещания упростить налоговое законодательство, а их выполнение. При этом оцениваются все отчисления, которые среднее предприятие обязано платить ежегодно, и административная нагрузка. Проводится ситуационное исследование финансовых отчетов и предположений о сделках за последний год. Эксперты в каждой стране подсчитывают не только размер налогов и отчислений, но и собирают информацию о частоте подачи налоговых документов и проверок, о других затратах. Оценивается время, затраченное на составление и подачу деклараций, расчеты, соблюдение иных требований налогового законодательства. Учитывая, сколько времени и сил у белорусов уходит только на бланки строгой отчетности, можно предположить, что эксперты ВБ знакомы с работой наших бухгалтерий лучше, чем иные отечественные чиновники. Впрочем, почему бы не пенять по любому поводу на бухгалтеров — на то они и существуют.

В любом случае, рейтинг Всемирного банка — всего лишь один из срезов предпринимательской деятельности национальных малых и средних предприятий. Есть немало других. Например, в очередном рейтинге экономической свободы Института Фрэзера, Беларусь, как и ранее, не значится вообще. Но разве дело в том, какими мы кажемся кому-то вдалеке? Куда важнее, что мы делаем и как чувствуем себя сами. А потому предоставим слово тем, на ком проводимые реформы непосредственно отражаются.

Анатолий Гольдберг, финансовый директор Общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», председатель столичного клуба бухгалтеров:

— Основные сложности кроются в громоздкости, противоречиях и постоянных изменениях правил налогообложения на протяжении года. За ними тяжело уследить, а тем более безукоризненно исполнять. Нормативная база, правила начисления и уплаты налогов, подачи отчетности по-прежнему требуют серьезного реформирования. И не стоит пенять на профессионализм бухгалтеров, в том числе мелких и средних предприятий. Им за вредность и сложность работы нужно еще доплачивать.

Наталья Голота, директор ОАО «ЭНЭФ»:

— Логика рынка довольно проста. Меньше налогов — благоприятней климат для инвестиций. В таких условиях растет прибыль и объемы отчислений в бюджет. Но пока действующая налоговая система, не способствует развитию бизнеса. К примеру, при увеличении объема продаж увеличиваются и оборотные налоги, которые все обещают отменить. В условиях жесткой конкуренции предприятия работают с 5-8% рентабельности, и 1-2%, с выручки — существенно увеличивают налоговую нагрузку.

Павел Дмитренко, замдиректора ЗАО «Эковата-Мол»:

— В Беларуси пока слишком много налогов и косвенных платежей. Настораживает частота изменения законодательства. Создается впечатление, что это все делается специально для выполнения прогнозных показателей налоговыми органами. Помимо налогов есть еще отчисления в инновационные фонды, которые также весьма обременительны. Желание правительства помочь отечественному производителю заметно, но решения проводятся в жизнь слишком медленно. К примеру, регистрация юридических лиц ускорилась. Но производителю нужно еще пройти множество инстанций, скажем, чтобы провести испытания и сертификацию продукции, прежде чем ее можно будет продавать. У нас это заняло более года. А в России испытания были пройдены за 2 недели.

Алексей ГУЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях