$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БЫСТРОЕ И ДЕШЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — это долгое и дорогое строительство

24.10.2008

Представители проектных организаций весьма пессимистически восприняли постановление Совмина от 8.10.2008 № 1476, которое, по их оценке, может вызвать обратный эффект — не сокращение, а увеличение сроков проектирования и строительства. Закрепление за ними обязанности представлять проекты в органы государственной экспертизы лишь усилит нагрузку на проектные организации, работающие на пределе возможностей. При этом сохраняются основополагающие проблемы — нехватка кадров, слабая градостроительная система и отличающиеся от европейских условия строительства.

Свое видение ситуации в беседе с корреспондентом «ЭГ» высказал директор ОАО «Институт «Минскгражданпроект» Олег БЫКОВСКИЙ.

- Олег Михайлович, больше всего споров вызвало то, что постановление № 1476 переложило обязанности застройщиков представлять проекты в органы государственной экспертизы на проектировщиков. В чем здесь проблема?

— Это решение — серьезная ошибка. Она происходит из представления, что сейчас процесс проведения экспертизы затягивается в основном по вине проектировщиков, следовательно, институты должны разработать проектную документацию, получить заключение экспертизы, а затем передать весь пакет документов заказчику. Но дело в том, что государственная экспертиза — это инструмент заказчика, именно ему необходимо убедиться в состоятельности предложенных проектных решений.

Мнение о том, что предлагаемый ход ускорит инвестиционный процесс, ни на каком объективном анализе не основано. Ведь экспертиза рассматривает не только проектную документацию, но и целый ряд документов, связанных со строительством и реализацией объекта. Заказчику необходимо собрать разрешения органов управления, исходные данные, технические условия и прочее (всего порядка двух десятков документов). Теоретически весь этот пакет должен быть готов к началу проектирования, но до 90% объектов мы начинаем разрабатывать, не имея его. Бывает, что заказчику не удается собрать все бумаги даже к моменту завершения проектирования. Теперь проектные организации будут перестраховываться и принимать только те заказы, которые полностью обеспечены исходной документацией, а ее подготовка может отнять дополнительное время и затянуть общий срок проектирования и строительства.

Кстати, процедура получения необходимых согласований и экспертизы действительно достаточно длительная и порой занимает больше времени, чем подготовка проекта. В Минске, например, этот процесс занимает в среднем 3 месяца. Но кто сказал, что нужно скоропалительно принимать решения по очень ответственным вопросам, связанным с безопасностью людей, всевозможными, в т.ч. градостроительными, инвестиционными и финансовыми рисками?

- Сегодня многие проектные организации едва справляются с увеличившимися объемами заказов. Вместе с тем постановление № 1476 расширяет круг их обязанностей и, соответственно, увеличивает нагрузку…

— Забавная штука получается. Считается, что лошадь, которая не может тянуть повозку, потому что та перегружена поклажей, должна побежать быстрее, если на телегу поставят еще один чемодан. Проектировщики пытались не раз это сказать, но в данном вопросе к нашим аргументам пока не прислушались.

- Многие сегодня делают ставку на параллельное проектирование и строительство как инструмент по ускорению инвестиционного процесса. Выход ли это?

— К сожалению, не редкость, когда даже в важнейших госпрограммах сроки возведения объектов планируют без учета проектных работ. При этом проектная стадия обрекается на недовольство. Проходит несколько месяцев — органы власти интересуются: почему не начинаете строить? Строители отвечают: мы готовы, но строить не можем — нет проекта. Как нет проекта? Вы же должны параллельно строить и проектировать. И действительно, совмещение этих двух действий может сокращать инвестиционный цикл. Но важно помнить, что параллельность проектирования и строительства возможна лишь на определенной стадии, которая начинается после разработки архитектурного проекта, его согласования, экспертизы и утверждения, когда уже сформировано общее представление об объекте, видна его стоимость. Получается, что мы пытаемся ускорить процесс, поставив систему планирования с ног на голову. Зачастую формируется идея строительства без четкого понимания того, что будет представлять собой объект.

- В качестве критики в адрес проектировщиков и строителей звучит довод, что у нас за 3 года возводят то, что на Западе за полтора.

— Да, там строят за полтора, но при этом 3 года проектируют. Это заявление не голословно, поскольку мне довелось познакомиться с системами проектирования в странах Европы. К слову, проектируют там не за 3-4% от стоимости объекта, а в среднем за 8-12%.

Почему же в капстранах, где умеют считать деньги, тратят столько средств и времени? Потому что они понимают: быстрое и дешевое проектирование — это долгое и дорогое строительство.

- Можно ли решить проблему, используя в Беларуси проекты, разработанные иностранными проектными организациями, создав упрощенный порядок их адаптации к нашим условиям?

— Не думаю. У нас другие нормативные требования — противопожарные, санитарно-технические, экологические и пр. И неверно говорить, что все они плохи. Наоборот, мы прогрессивны с точки зрения защиты населения. Возьмем, к примеру, такое понятие, как инсоляция (продолжительность облучения помещения солнечным светом). У нас эта норма — 2,5 часа в сутки. При расположении зданий мы следим за тем, чтобы она выполнялась. Норму можно сделать менее жесткой, как в ряде других стран. Это позволит на одной и той же площади разместить больше домов, но комфортность проживания ухудшится.

Модно ругать противопожарные нормы, но других пока нет. Я не знаю, когда, например, предвидится внедрение современных систем эвакуации людей.

Наш институт — генеральный проектировщик высотного отеля (45 этажей), который планируют строить рядом с Октябрьской площадью в Минске. Бельгийская фирма привозит иностранный проект, но мы видим, что он никак не укладывается в наши нормы и правила. Для того чтобы в соответствии с ним построить, надо поменять всю систему жизнеобеспечения. Построить можно, но кто будет нести ответственность за возможные последствия?

Иллюзией также является идея, что в республике можно ускорить и удешевить жилищное строительство, привлекая зарубежные проекты. Доля затрат на проектирование жилых объектов у нас, как правило, не превышает 2% от сметной стоимости строительства. Понятно, что расходы на приобретение зарубежных проектов будут выше, а адаптация их к нашим условиям стоить не меньше нового проектирования.

- Насколько жизнеспособна идея широкого использования типовых проектов?

— Мы это уже проходили в советские годы. Тогда почти все было типовым: дворцы культуры, цирки, жилые дома… И что? По 20-25 лет люди стояли в очереди, чтобы получить жилье. Типовое проектирование проблему не решит. При мизерной экономии на проектировании появляются затраты на привязку проекта к условиям площадки строительства либо на корректировку под нужды заказчика.

- Так что, у проблемы проектного дела нет решения?

— В республике фактически развалена система управления архитектурной и градостроительной деятельностью. За последние 10 лет, когда этому вопросу не уделялось должного внимания, сформировался круг управленцев, которые упрощенно представляют проектное дело лишь как процесс, сопровождающий строительство. А между тем проект — единственный документ, позволяющий грамотно спланировать инвестиции в строительство с учетом реальных финансовых, ресурсных, кадровых и других возможностей. Если существующая точка зрения сохранится, то выбраться из сегодняшнего положения будет крайне сложно.

Стоит разобраться с кадровым вопросом, прежде всего с механизмами выплаты заработной платы. Ее привязка к тарифной сетке, а также ограничения по отнесению выплат на себестоимость не позволяют организациям удовлетворить ни запросы работников, ни директивные требования об увеличении объемов проектирования, поскольку сдерживают рост зарплаты. В результате кадры, которым в той же России предлагают зарплату в несколько раз выше, просто покидают республику. Справедливости ради должен сказать, что в этом случае нас, похоже, услышали, и в мероприятиях, сформулированных по итогам сентябрьского совещания у премьер-министра Сергея Сидорского, есть конкретные поручения, связанные с этой проблемой. Остается надеяться на то, что они будут выполнены.

Беседовал

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях