$

2.4512 руб.

2.8432 руб.

Р (100)

3.4397 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

Было ЗАО, стало ОАО преобразование или переименование?

25.01.2002
До вступления в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 года (далее -- ГК) правовое положение акционерных обществ в нашей стране регламентировалось только Законом "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" от 9.12.92г. (далее -- Закон об акционерных обществах). Одной из особенностей регламентации было деление на открытые и закрытые акционерные общества (такого деления нет в европейских государствах) и прямой запрет на преобразование открытого акционерного общества в другие формы общества (ст.30 Закона об акционерных обществах).

ИЗВЕСТНО, что со вступлением в силу нового ГК законы Республики Беларусь могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ГК. ГК сохранил деление акционерных обществ на открытые и закрытые. Пункт 2 ст.104 ГК определяет, что акционерное общество (поскольку законодатель не указал иного, в данной статье речь идет как об открытом, так и о закрытом акционерном обществе) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остался один участник. Кроме того, п.3 ст.97 ГК предусматривает возможность преобразования закрытого акционерного общества в открытое акционерное общество. Из этого следует вывод, что часть вторая ст.30 Закона об обществах, содержащая запрет на преобразование открытого акционерного общества в другие формы общества, со вступлением в силу ГК применяться не должна как противоречащая ему.

Однако такое обстоятельство порождает вопрос о том, является ли преобразование закрытого акционерного общества в открытое преобразованием юридического лица в том значении, которое придает этому термину ГК. В ГК содержится лишь косвенное определение понятия преобразования юридического лица. В частности, п.5 ст.54 ГК, устанавливая правовые последствия реорганизации юридических лиц, говорит, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы)... Из этого следует, что преобразованием юридического лица является изменение его "вида" или "организационно-правовой формы". Понятия вида, организационно-правовой формы юридических лиц даны в ст.46 ГК путем перечисления конкретных видов, в которых в силу ст.1141 ГК могут создаваться юридические лица в Республике Беларусь. Перечень видов коммерческих организаций является исчерпывающим и включает: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, унитарные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Причем, говоря о хозяйственных обществах, п.3 ст.63 ГК определяет, что хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Определение акционерного общества, данное в п.1 ст.96 ГК, также едино для открытого и закрытого акционерного общества. Закон об акционерных обществах, действующий в части, не противоречащей ГК, определяет, что акционерным обществом признается общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций... (ст.29), и далее указывает, что акционерное общество может быть открытым или закрытым. Таким образом, законодатель дает единое определение акционерного общества. Следовательно, независимо от того, является ли акционерное общество открытым или закрытым, у него одна организационно-правовая форма -- акционерное общество. Трансформация закрытого акционерного общества в открытое или, наоборот, открытого в закрытое не является преобразованием юридического лица в значении, устанавливаемом ГК. Этот вывод, основанный на анализе законодательства Республики Беларусь, находит свое подтверждение как в литературе, так и в законодательстве Российской Федерации. "Различия открытых и закрытых АО все же не приводят к расщеплению акционерных обществ на две самостоятельные организационно-правовые формы, ибо укладываются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим принципам акционерной формы предприятия"*. Данный вывод содержится и в п.1 ст.4 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах" от 24.11.95г. (в редакции законов от 13.06.96г. N 65-ФЗ, от 24.05.99г. N 101-ФЗ), который указывает, что закрытое или открытое общество -- это тип акционерного общества, а не его организационно-правовая форма.

Таким образом, акционерное общество (как открытое, так и закрытое) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив и в унитарное предприятие. Создание же ЗАО на базе ОАО (равно как и создание ОАО на базе ЗАО) необходимо рассматривать не как реорганизацию (преобразование) закрытого акционерного общества, а как изменение фирменного наименования последнего и внесение ряда иных изменений в устав. Отметим, что гражданское законодательство не содержит запретов либо ограничений в части изменения фирменного наименования юридического лица, за исключением случая, оговоренного п.3 ст.1013 ГК. Названная норма устанавливает запрет на регистрацию фирменного наименования юридического лица (такая регистрация происходит путем включения фирменного наименования юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц), похожего на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц. Следовательно, открытому акционерному обществу может быть присвоено новое фирменное наименование, включающее слова "закрытое акционерное общество".

Несмотря на столь очевидный вывод, практика регистрирующих органов иногда свидетельствует о неоднозначности данной позиции, в силу чего для государственной регистрации требуют документы, необходимые в случае реорганизации юридических лиц. Полагаем такую позицию не совсем верной, а главное, не основанной на нормах и принципах гражданского права.

В силу изложенного для государственной регистрации внесения изменений в устав ОАО, связанных со сменой его фирменного наименования, в регистрирующий орган необходимо представить (п.27 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 2000-11-16г. N 22):

-- заявление с указанием вносимых изменений (в частности, должно быть указано новое фирменное наименование, например, "Закрытое акционерное общество "Октавия", к уставу должен быть приложен список участников ЗАО (ст.8 Закона об обществах));

-- копия решения общего собрания акционеров о внесении изменений и дополнений в устав;

-- два экземпляра нотариально засвидетельствованных копий изменений и дополнений, которые оформляются в виде приложения к уставу;

-- оригинал свидетельства о государственной регистрации;

-- платежный документ, подтверждающий вне- сение платы за государственную регистрацию изменений и дополнений в устав.

Изменение наименования акционерного общества после государственной регистрации изменений устава должно быть отражено в Государственном реестре ценных бумаг (п.78 Положения о порядке эмиссии, регистрации и размещения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь 2000-06-27г. N 12/11).

Для этого в Государственный комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь необходимо представить:

-- заявление о внесении изменений в Государственный реестр ценных бумаг, подписанное директором ЗАО;

-- справку о формировании уставного фонда (если одновременно с изменением наименования производится увеличение уставного фонда);

-- бухгалтерский баланс общества за последний квартал, предшествующий подаче заявления;

-- два экземпляра оригинала или нотариально заверенных копий зарегистрированных изменений устава;

-- копия протокола общего собрания акционеров;

-- оригинал свидетельства о регистрации акций;

-- расчет стоимости чистых активов общества.

В подтверждение внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг обществу выдается один экземпляр изменений устава со штампом "Зарегистрировано".

Светлана ТОМКОВИЧ,
начальник отдела правового обеспечения и кадровой работы Минскоблгосимущества

* Гражданское право / Под ред. А.Сергеева, Ю.Толстого. Учебник. Т.I. М., 2001. С.160.

***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное