Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
10.06.2016 28 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бухучет и налогообложение в филиалах

(продолжение, начало в «ЭГ» № 41 от 3.06.2016 г. http://neg.by/novosti/otkrytj/buhuchet-i-nalogooblozhenie-v-filialah)

Рассмотрим особенности использования кассового оборудования и заполнения первичных учетных документов в обособленных структурных подразделениях.

Рассмотрим особенности использования кассового оборудования и заполнения первичных учетных документов в обособленных структурных подразделениях.

В соответствии с требованиями главы 2 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях МНС кассового оборудования и снятия его с регистрации, утв. постановлением МНС от 5.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44), регистрацию кассового оборудования проводит юридическое лицо. От видов деятельности, осуществляемых им и его филиалами, зависит решение вопросов применения определенного кассового оборудования, установки и использования платежных терминалов, обеспечивающих прием к оплате банковских платежных карточек.

Согласно подп. 2.2 п. 2 постановления Нацбанка и Совмина от 6.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее – постановление № 924/16) юрлица с 1.07.2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов (далее – СКНО), с 1.03.2017 г. – со встроенным кассовым оборудованием с установленным СКНО.

Указанные договоры заключаются только с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (подп. 2.3 п. 2 постановления № 924/16 и п. 3 Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утв. постановлением МНС от 2.03.2012 № 9).

Согласно подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования с установленным СКНО производится:

– юрлицами, осуществляющими торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими на автозаправочных станциях услуги, – с 1 октября 2015 г.;

– юрлицами при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси, – с 1 февраля 2016 г.;

– юрлицами, осуществляющими продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 кв. метров и более, – с 1 июня 2016 г.;

– юрлицами, осуществляющими оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, – с 1 марта 2017 г.;

– юрлицами, не указанными в данном перечне:

с 1 сентября 2016 г. – в городах областного подчинения и Минске;

с 1 декабря 2016 г. – в городах районного подчинения;

с 1 марта 2017 г. – на всей территории РБ.

Юрлица, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без СКНО по истечении установленных сроков, но не более 4 месяцев (ч. 2 подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16).

Субъектам хозяйствования, для которых постановлением № 924/16 установлены сроки использования кассового оборудования с СКНО, необходимо до указанных сроков заключить с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договоры на установку, обслуживание, снятие СКНО. Заключение данного договора является необходимым условием для соблюдения такими субъектами установленного порядка использования кассового оборудования без СКНО, чтобы избежать штрафов по ст. 12.20 КоАП.

В соответствии с п. 17 Положения № 924/16 кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек через кассовое оборудование (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога). В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.

В начале рабочего дня (смены) кассир обязан выполнить на кассовом оборудовании с установленным СКНО операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы, в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (ч. 2 п. 17 Положения № 924/16).

При изъятии суммы наличных денежных средств из ящика для денег кассового оборудования (при его наличии) или иного места аналогичного назначения, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) уплаченной за товар, выполненную работу, оказанную услугу денежной суммы, кассир обязан выполнить на кассовом оборудовании с установленным СКНО операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег кассового оборудования (при его наличии) или иного места аналогичного назначения.

По окончании рабочего дня (смены) или по требованию проверяющих лиц на момент проверки кассир обязан вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование:

– контрольную ленту – для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно;

– суточный (сменный) отчет (Z-отчет).

Данные требования не распространяются на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы.

Требование о выводе контрольной ленты не распространяется на кассовое оборудование с установленным СКНО (п. 18 Положения № 924/16).

В подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16 определен круг юрлиц, обязанных установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки страны.

Перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юрлица обязаны установить и использовать платежные терминалы, указан в приложении 1 к постановлению № 924/16.

Филиалы, которые не являются самостоятельными плательщиками налогов (не имеют своего УНП), не выделены на отдельный баланс, не совершают операции через открытый для них головной организацией расчетный счет, но совершают кассовые операции, обязаны использовать кассовое оборудование, платежные терминалы, автоматические электронные аппараты, торговые автоматы и осуществлять прием наличных денежных средств, банковских платежных карточек в соответствии с действующими нормативными документами, в т.ч. Положением № 924/16.

Книга кассира

На каждую единицу кассового оборудования ведется книга кассира по форме согласно приложению 2 к положению № 924/16 (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности ИП – плательщиками единого налога с ИП и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальных компьютерных систем и кассового оборудования с установленным СКНО). Наличие кассовой книги должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования (п. 14 Положения № 924/16).

Требование о наличии в месте установки кассового оборудования книги кассира не распространяется на кассовое оборудование, используемое в автобусах пригородных, междугородных, международных маршрутов в регулярном сообщении и автобусах с максимальной массой не более 5000 кг экспрессных городских маршрутов, автомобилях-такси, а также при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место (ч. 2 п. 14 Положения № 924/16).

Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юрлица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юрлица (ч. 3 п. 14 Положения № 924/16).

Внесение в книгу кассира исправлений осуществляется путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, которые заверяются подписями лица, уполномоченного юрлицом (ч. 6 п.14 Положения № 924/16).

Допускается ведение книги кассира с помощью программно-технических средств при условии обеспечения заполнения всех реквизитов, предусмотренных в форме книги кассира. При этом листы книги кассира формируются в виде выходной формы «Вкладной лист книги кассира». В последней выходной форме «Вкладной лист книги кассира» за каждый месяц должно быть напечатано общее количество листов книги кассира за каждый месяц, а в последней такой форме за календарный год – общее количество листов книги кассира за год. Нумерация листов книги кассира в выходных формах осуществляется в порядке возрастания с начала года. Выходные формы «Вкладной лист книги кассира» брошюруются в хронологическом порядке в течение года. По окончании календарного года (или по мере необходимости) общее количество листов за год заверяется подписями руководителя юрлица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юрлица (ч. 7 п. 14 Положения № 924/16).

Первичные учетные документы

Филиалы выполняют вмененные им функции головной организации и, независимо от степени своей самостоятельности, должны использовать бланки первичных учетных документов в соответствии с требованиями ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать (если иное не установлено Президентом РБ) следующие сведения:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утв. постановлением МНС, Минфина и Минсвязи от 12.08.2011 № 33/77/17 (далее – Инструкция № 33/77/17), реализацию (выдачу) бланков юрлицам, их филиалам и представительствам осуществляют реализующие организации, перечень которых утвержден постановлением Совмина от 6.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции».

Согласно п. 11 Инструкции № 33/77/17 реализация бланков организации осуществляется при наличии сведений об организации в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц). Поэтому филиал юрлица, зарегистрированный в качестве налогоплательщика и имеющий свой УНП, может самостоятельно приобретать бланки первичных учетных документов. Но их для него может получать и головная организация по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.

Особенности заполнения накладных

Если бланки накладных получены юрлицом, в состав которого входят структурные подразделения (филиалы), не имеющие отдельного баланса, банковского счета, УНП, то в накладной указываются соответствующие реквизиты юрлица.

В строках «Грузоотправитель», «Грузополучатель» накладных ТТН-1 и ТН-2 указываются соответственно наименование и адрес и грузоотправителя, и грузополучателя. При отгрузке (получении) товара обособленным подразделением организации в строки «Грузоотправитель», «Грузополучатель» заносятся наименование и адрес обособленного подразделения, а также наименование головной организации (п.п. 16 и 23 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192).

При передаче продукции или товаров для продажи между филиалами или от головной организации своим филиалам (или наоборот) в накладных указываются учетные цены (при передаче продукции, полуфабрикатов) или цены, по которым товары учитываются на сч. 41 «Товары» (при передаче товаров для продажи). Цены реализации внешним покупателям здесь не указываются.

Основания для вычета НДС

Принятие НДС поставщика к вычету производится (п. 5 ст. 107 НК):

– при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ – на основании первичных учетных документов установленной уполномоченными государственными органами формы, составленных на бланках, полученных продавцами в установленном законодательством порядке, либо составленных в виде электронных документов, созданных в порядке, установленном Совмином (в настоящее время действует постановление Совмина от 7.03.2014 № 202 «О создании товарно-­транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156»);

– при ввозе товаров на территорию РБ (кроме ввоза товаров с территории государств – членов ЕАЭС) – на основании деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, согласно Решению КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»), и на основании документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РБ;

– при ввозе товаров на территорию РБ с территории государств – членов ЕАЭС – на основании налоговых деклараций (расчетов) по НДС и документов, подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС.

Кроме того, вычет НДС производится (п. 5 ст. 107 НК):

– по операциям, не предусматривающим предъявление продавцами первичных учетных документов установленной формы, составленных на бланках, полученных продавцами в установленном законодательством порядке, либо составленных в виде электронных документов, – на основании иных первичных учетных документов;

– по приобретенным транспортным услугам по перевозке пассажиров и багажа – на основании проездных документов, подтверждающих факт оплаты услуг, в которых указана сумма НДС;

– по приобретенным по подписке печатным средствам массовой информации – на основании расчетных документов покупателя, в которых указана сумма НДС;

– по полученным в аренду (финансовую аренду (лизинг)) предметам на основании договора и расчетных документов арендатора (лизингополучателя) или пер­вичных учетных документов, предъявленных арендодателем (лизингодателем), в которых указаны сумма и ставка НДС;

– по товарам, приобретенным по розничным ценам с использованием кассового оборудования, – на основании платежных документов, формируемых кассовым оборудованием, если в таких документах ставка и сумма НДС указаны в качестве реквизита платежного документа либо выделены плательщиком, реализующим товары по розничным ценам, по требованию покупателя с заверением печатью (штампом) плательщика и подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного.

Книга покупок

Организация вправе в течение налогового периода предусмотреть в учетной политике ведение книги покупок (п. 6 НК).

Форма книги покупок и порядок ее заполнения утверждены постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

Организации, включенные в соответствии со ст. 641 НК в перечень крупных плательщиков, утверждаемый МНС, обязаны вести книгу покупок с 1 января года, следующего за годом утверждения перечня крупных плательщиков (ч. 4 п. 6 НК).

Если в организации принято решение о ведении книги покупок, то обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс и не являющиеся налогоплательщиками, ведут ее в виде разделов единых книг покупок организации. По окончании налогового периода эти разделы представляются подразделениями для оформ­ления единых книг покупок налогоплательщика.

Порядок оформления книг покупок, а также сроки представления их в головную организацию должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения.

Авизо

Основным документом, используемым при проведении внутрихозяйственных расчетов между головной организацией и обособленным подразделением, является авизо (извещение). Форма авизо не регламентирована нормативными документами.

Для организаций, имеющих филиалы, авизо является первичным учетным документом, поэтому его форма должна быть разработана организацией самостоятельно, содержать обязательные для первичного учетного документа реквизиты, перечисленные в ст. 10 Закона № 57-З.

Хозяйственные операции, проводимые филиалом, которые не могут быть оформлены с участием головной организации, сопровождаются выпиской авизо (извещения) в двух экземплярах, один из которых передается в головную организацию. Авизо не оформляется по операциям по приему-передаче имущества и денежных средств непосредственно между головной организацией и обособленным подразделением. Такие операции оформляются соответствующими первичными учетными документами (накладными, актами приема-передачи, платежными инструкциями и т.п.).

Если в организации не один, а несколько филиалов, то при осуществлении внутрихозяйственных расчетов между филиалами авизо оформляется и передается в головную организацию обособленными подразделениями, принимающими соответствующие активы и обязательства:

– передающий филиал оформляет раздел 1 авизо;

– принимающий филиал дооформляет раздел 2 и передает авизо в головную организацию.

К каждому авизо прилагаются копии первичных документов, которые послужили основанием для отражения хозяйственных операций.

Например, организация имеет два филиала. Один из них выделен на отдельный баланс, имеет расчетный счет и УНП, а второй не выделен на отдельный баланс и не имеет этих реквизитов.

Внутрихозяйственные расчеты между головной организацией и филиалами могут быть оформлены следующим авизо:

Авизо № 29-01-2016

Филиал 1

____________________________________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения – отправителя) по передаче имущества, денежных средств,
обязательств, затрат и финансовых результатов в порядке внутрихозяйственных расчетов в

Филиал 2

____________________________________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения – получателя)

ООО «Филиальное»

____________________________________________________________________________________________

(наименование организации)

29.01.2016

 1. Передача имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов:

п/п

Наименование передаваемых имущества, денежных средств, расходов, обязательств и финансовых результатов

Основание для передачи

Сумма (руб.)

Отражено в бухгалтерском учете

К отражению в бухгалтерском учете головной организации

 

 

Документ

Дата

 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 1

Переданы материалы филиалом 1 филиалу 2

ТТН-1

АВ 000987

11.01.2016

900 000

79

10

10*

79*

 2

Переданы обязательства по уплате налога на недвижимость от филиала 1 филиалу 2 по объектам, находящимся на территории филиала 1

Бухгалтерская справка-расчет

29-01-16

29.01.2016

400 000

68

79

79*

68*

Руководитель Подпись (Н.И.Федоров)                                        Бухгалтер Подпись (И.М.Гаврилова)

2. Информация о полученных имуществе, денежных средствах, затратах, обязательствах и финансовых результатах:

п/п

Наименование передаваемых имущества, денежных средств, расходов, обязательств и финансовых результатов

Основание для передачи

Сумма (руб.)

Отражено в бухгалтерском учете

К отражению в бухгалтерском учете головной организации

 

 

Документ

Дата

 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 1

Получены материалы филиалом 2 от филиала 1

ТТН-1

АВ 000987

11.01.2016

900 000

x**

x

10*

79*

 2

Переданы обязательства по уплате налога на недвижимость от филиала 1, на балансе которого находятся объекты, филиалу 2 (по объектам, находящимся на территории филиала 1)

Бухгалтерская справка-расчет

29-01-16

29.01.2016

400 000

x

x

79*

68*

Руководитель Подпись (И.И.Иванов)                                          Бухгалтер Подпись (М.Р.Судник)

 

Перечисленные выше внутрихозяйственные расчеты подтверждены авизо принимающего (передающего) обособленного подразделения и отражены в бухгалтерском учете головного офиса.

Главный бухгалтер Подпись (И.А.Главная)

_______________________________________

*) Записи выполняются после передачи авизо в головной офис.

**) Поскольку филиал 2 не выделен на отдельный баланс, он ведет только аналитический учет объектов. Все осуществляемые им хозяйственные операции отражаются в бухучете головной организации с выделением их в аналитическом учете.

Елена ПАНОВА, аудитор

(продолжение следует)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений