$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

БУХГАЛТЕРЫ ПРОТИВ КРИЗИСА

11.11.2011

Международная федерация бухгалтеров — IFAC, объединяющая учетных работников из 125 стран мира, считает одной из причин текущего финансового кризиса ЕС недостатки государственного финансового менеджмента. Возможно, советы европейских бухгалтеров пригодились бы и в Беларуси.

 

По мнению IFAC, в числе главных причин ситуации в Греции — не соответствующая высоким стандартам финансовая отчетность, некачественный аудит и слабый менеджмент. В результате финансовые хищения в греческих правительственных структурах вызвали бурную реакцию рынка, которая, в свою очередь, выявила действительный масштаб финансовой нестабильности в европейском государственном секторе. Резко возросшая стоимость долгового финансирования и в некоторых случаях необходимость внешней финансовой помощи только подтвердили опасения.

 

В Германии не столь давно обнаружилась бухгалтерская ошибка величиной в 2,6% ВВП (для сравнения: потери Японии от цунами в марте этого года — 5% ее ВВП). Сам факт того, что эта ошибка ускользнула от внимания германского минфина, красноречиво говорит о текущем состоянии правительственного финансового менеджмента даже в таких развитых странах. Само собой, у европейских «аутсайдеров» проблемы тоже есть: о похожей, но намного меньшей по величине ошибке недавно сообщило правительство Ирландии.

 

При этом ограничиваться одной Европой только потому, что долговой кризис сегодня затрагивает в основном ее, нельзя, поскольку управление госфинансами — это глобальная проблема. Главной причиной является, как правило, политическая недальновидность и неадекватные системы распределения денежных средств. В частности, здесь можно назвать использование устаревшего кассового метода в современных сложных финансовых условиях.

 

«Тот факт, что большинство правительств развитых стран мира сегодня делают вид, что они могут управлять и контролировать финансы, имея в своем распоряжении только кассовые данные, говорит нам о том, что что-то действительно не так, — комментирует исполнительный директор IFAC Ян Болл. — Использование кассовой информации для бюджетирования одновременно является и упрощением, и анахронизмом, и все это рядом не стояло с аккуратным отображением действительного финансового состояния. Это фактическая гарантия неверного управления финансами».

 

IFAC рекомендует проведение изысканий Форумом финансовой стабильности (FSB) либо кем-либо по его поручению — касательно природы институциональных изменений в управлении финансами в госсекторе, которые необходимы для обеспечения прозрачности и защиты инвесторов. В частности, FSB стоит рассмотреть следующие конкретные предложения:

 

-аудит государственной финансовой отчетности в пределах 6 месяцев после окончания отчетного года;

 

- бюджетирование и отчетность только на основе метода начислений;

 

- полная финансовая прозрачность накануне выборов: электорат должен все знать!

 

- независимые и прошедшие проверку финансовые прогнозы;

 

- ограничения на бюджетные траты или по крайней мере полная прозрачность в этом отношении (например, объяснения расходов и источников их покрытия).