БУХГАЛТЕРЫ ПРОТИВ КРИЗИСА
Международная федерация бухгалтеров — IFAC, объединяющая учетных работников из 125 стран мира, считает одной из причин текущего финансового кризиса ЕС недостатки государственного финансового менеджмента. Возможно, советы европейских бухгалтеров пригодились бы и в Беларуси.
Международная федерация бухгалтеров — IFAC, объединяющая учетных работников из 125 стран мира, считает одной из причин текущего финансового кризиса ЕС недостатки государственного финансового менеджмента. Возможно, советы европейских бухгалтеров пригодились бы и в Беларуси.
По мнению IFAC, в числе главных причин ситуации в Греции — не соответствующая высоким стандартам финансовая отчетность, некачественный аудит и слабый менеджмент. В результате финансовые хищения в греческих правительственных структурах вызвали бурную реакцию рынка, которая, в свою очередь, выявила действительный масштаб финансовой нестабильности в европейском государственном секторе. Резко возросшая стоимость долгового финансирования и в некоторых случаях необходимость внешней финансовой помощи только подтвердили опасения.
В Германии не столь давно обнаружилась бухгалтерская ошибка величиной в 2,6% ВВП (для сравнения: потери Японии от цунами в марте этого года — 5% ее ВВП). Сам факт того, что эта ошибка ускользнула от внимания германского минфина, красноречиво говорит о текущем состоянии правительственного финансового менеджмента даже в таких развитых странах. Само собой, у европейских «аутсайдеров» проблемы тоже есть: о похожей, но намного меньшей по величине ошибке недавно сообщило правительство Ирландии.
При этом ограничиваться одной Европой только потому, что долговой кризис сегодня затрагивает в основном ее, нельзя, поскольку управление госфинансами — это глобальная проблема. Главной причиной является, как правило, политическая недальновидность и неадекватные системы распределения денежных средств. В частности, здесь можно назвать использование устаревшего кассового метода в современных сложных финансовых условиях.
«Тот факт, что большинство правительств развитых стран мира сегодня делают вид, что они могут управлять и контролировать финансы, имея в своем распоряжении только кассовые данные, говорит нам о том, что что-то действительно не так, — комментирует исполнительный директор IFAC Ян Болл. — Использование кассовой информации для бюджетирования одновременно является и упрощением, и анахронизмом, и все это рядом не стояло с аккуратным отображением действительного финансового состояния. Это фактическая гарантия неверного управления финансами».
IFAC рекомендует проведение изысканий Форумом финансовой стабильности (FSB) либо кем-либо по его поручению — касательно природы институциональных изменений в управлении финансами в госсекторе, которые необходимы для обеспечения прозрачности и защиты инвесторов. В частности, FSB стоит рассмотреть следующие конкретные предложения:
-аудит государственной финансовой отчетности в пределах 6 месяцев после окончания отчетного года;
- бюджетирование и отчетность только на основе метода начислений;
- полная финансовая прозрачность накануне выборов: электорат должен все знать!
- независимые и прошедшие проверку финансовые прогнозы;
- ограничения на бюджетные траты или по крайней мере полная прозрачность в этом отношении (например, объяснения расходов и источников их покрытия).