$

2.0620 руб.

2.3119 руб.

Р (100)

3.2085 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Маркетинг

БУХГАЛТЕР НЕ ПОНИМАЕТ...

30.03.2007

Профессия обязывает бухгалтера скрупулезно исполнять требования законов. Поэтому учетные работники немалую часть своего времени проводят за изучением нормативных правовых актов в поиске руководства к действию на все случаи хозяйственной жизни. В любой ситуации бухгалтер пытается найти единственно верное решение. Но как быть, если такого решения нет? Стрессы, бессонница, штрафы контролирующих органов и упреки руководителей — вот цена, которую бухгалтер платит за свою несообразительность. Например,

БУХГАЛТЕР НЕ ПОНИМАЕТ…

… какое образование должно быть у главбуха

В соответствии со ст.7 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет. Заметим, не среднего специального, а именно специального.

Между тем, в Законе от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» в ст. 38 указано, что «специальное образование призвано обеспечить доступность образования и коррекционной помощи лицам с особенностями психофизического развития, социальную адаптацию и интеграцию их в общество». Далее в ст.39 разъясняется, что к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:

специальные учреждения образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха, нарушениями речи, зрения, психического развития (трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата, тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

При этом согласно ст.7 Закона № 1202-XII специальное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования (дошкольном, среднем, высшем, послевузовском и т. д.). А вот насчет среднего специального образования (ст.29-31 Закона № 1202-XII) и переподготовки кадров, которая предусматривает получение новой квалификации соответствующего профиля на уровнях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования (ст.42 Закона № 1202-XII) в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» ничего не сказано…

В то же время выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех отраслей экономики», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159, устанавливает к должности главного бухгалтера следующие квалификационные требования: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях не менее 5 лет. Но в соответствии со ст.10 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» законы, декреты, указы и постановления Совета Министров имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка. Видимо, при разработке ЕКСД (в отличие от Закона о бухучете) учли, что бухгалтеру нужно крепкое здоровье…

… что утверждает собрание

Статья 34 Закона от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, среди прочих вопросов, относит утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков хозяйственного общества и распределение прибыли и убытков этого общества.

Однако годовой отчет собственно и представляет собой бухгалтерскую отчетность за год, которая согласно ст.13 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложения, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, пояснительную записку. Зачем тогда баланс выделен в Законе № 100-З из годового отчета?

Еще более непонятно, что имеется в виду под утверждением счетов прибыли и убытков? В Типовом плане счетов, утв. постановлением Минфина от 30.05.2003 № 89, к таковым относятся счет 99 «Прибыли и убытки» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Так что же должно утвердить общее собрание: сальдо, дебетовый и кредитовый обороты или каждую проводку по этим счетам? Не созывать же общее собрание каждый месяц, например, чтобы разрешить бухгалтеру начислить налог на прибыль (Д-т сч.99 — К-т сч.68)? Но Закон есть Закон…

… что проверять у предпринимателя?

Подп.1.1 Указа Президента от 12.02.2004 № 67 предписывает, что ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный аудит) лиц, отвечающих определенным критериям, включая иные организации и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

В то же время статья 1 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» предусматривает, что действие настоящего Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РБ. Соответственно, бухгалтерской отчетности, состав которой указан в ст.13 Закона, у предпринимателей в принципе не может быть.

Что же тогда является предметом договора на проведение обязательного аудита индивидуального предпринимателя? Он может предъявить только налоговые регистры и декларацию по подоходному налогу. Но это — налоговая отчетность, а не бухгалтерская. И если бухгалтерской отчетности у него нет, то и проверять нечего, а достоверность несуществующей отчетности подтвердить невозможно. Если же аудиторы выдадут аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предпринимателя, его можно счесть заведомо ложным — ведь такой отчетности у аудируемого лица нет и быть не может.

В придачу, Правило аудиторской деятельности «Отчет аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию», утв. постановлением Минфина от 23.01.2002 № 8, предусматривает, что аудиторы могут оказывать услуги по проверке специальной отчетности, отличной от официальной бухгалтерской отчетности (специальные аудиторские задания). К такой «специальной отчетности» п. 21 Правило относит и налоговую декларацию, которая там причислена к формам бухгалтерской отчетности, подготовленной субъектом для специальных целей в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в РБ. Но данное Правило предусматривает, что по такому спецзаданию составляется не аудиторское заключение, а отчет по формам, представленным в приложениях к Правилу.

Такая же проблема возникнет с вступлением с 1 июля в силу Указа от 9.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». Ведь п.17 Положения, утвержденного этим актом, освобождает субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему, от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и разрешает им вести учет в книге учета доходов и расходов. Информация, содержащаяся в такой книге учета, используется, в частности, при проведении в соответствии с законодательством аудиторских проверок. Между 600 тыс. евро и 2000 базовых величин как раз поместятся лица, подлежащие обязательному аудиту. И какую отчетность будут подтверждать у них аудиторы?

Однако уклонение от проведения обязательного аудита согласно подп.1.5 Указа № 67 (а с 1 марта — ст.12.31 КоАП) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. Виноваты ли предприниматели и «упрощенцы» в отсутствии у себя отчетности, которую они должны предъявить для проверки?

… лишняя статья затрат

В соответствии с Законом от 29.12.2006 № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» в новом году были отменены платежи чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости, производимые единым платежом. Но в то же время п.41.ст.3 Закона «О налогах на доходы и прибыль», введенный Законом от 29.12.2006 № 190-З, гласит, что к затратам на социальные нужды относятся обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты и… государственный фонд содействия занятости. А ведь оба закона, вступившие в силу с 1 января, в один день принимали…

Непонятливых бухгалтеров выслушал Леонид ФРИДКИН


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы