$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

БУХГАЛТЕР НЕ ПОНИМАЕТ...

30.03.2007

Профессия обязывает бухгалтера скрупулезно исполнять требования законов. Поэтому учетные работники немалую часть своего времени проводят за изучением нормативных правовых актов в поиске руководства к действию на все случаи хозяйственной жизни. В любой ситуации бухгалтер пытается найти единственно верное решение. Но как быть, если такого решения нет? Стрессы, бессонница, штрафы контролирующих органов и упреки руководителей — вот цена, которую бухгалтер платит за свою несообразительность. Например,

БУХГАЛТЕР НЕ ПОНИМАЕТ…

… какое образование должно быть у главбуха

В соответствии со ст.7 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет. Заметим, не среднего специального, а именно специального.

Между тем, в Законе от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» в ст. 38 указано, что «специальное образование призвано обеспечить доступность образования и коррекционной помощи лицам с особенностями психофизического развития, социальную адаптацию и интеграцию их в общество». Далее в ст.39 разъясняется, что к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:

специальные учреждения образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха, нарушениями речи, зрения, психического развития (трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата, тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

При этом согласно ст.7 Закона № 1202-XII специальное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования (дошкольном, среднем, высшем, послевузовском и т. д.). А вот насчет среднего специального образования (ст.29-31 Закона № 1202-XII) и переподготовки кадров, которая предусматривает получение новой квалификации соответствующего профиля на уровнях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования (ст.42 Закона № 1202-XII) в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» ничего не сказано…

В то же время выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех отраслей экономики», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159, устанавливает к должности главного бухгалтера следующие квалификационные требования: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях не менее 5 лет. Но в соответствии со ст.10 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» законы, декреты, указы и постановления Совета Министров имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка. Видимо, при разработке ЕКСД (в отличие от Закона о бухучете) учли, что бухгалтеру нужно крепкое здоровье…

… что утверждает собрание

Статья 34 Закона от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, среди прочих вопросов, относит утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков хозяйственного общества и распределение прибыли и убытков этого общества.

Однако годовой отчет собственно и представляет собой бухгалтерскую отчетность за год, которая согласно ст.13 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложения, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, пояснительную записку. Зачем тогда баланс выделен в Законе № 100-З из годового отчета?

Еще более непонятно, что имеется в виду под утверждением счетов прибыли и убытков? В Типовом плане счетов, утв. постановлением Минфина от 30.05.2003 № 89, к таковым относятся счет 99 «Прибыли и убытки» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Так что же должно утвердить общее собрание: сальдо, дебетовый и кредитовый обороты или каждую проводку по этим счетам? Не созывать же общее собрание каждый месяц, например, чтобы разрешить бухгалтеру начислить налог на прибыль (Д-т сч.99 — К-т сч.68)? Но Закон есть Закон…

… что проверять у предпринимателя?

Подп.1.1 Указа Президента от 12.02.2004 № 67 предписывает, что ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный аудит) лиц, отвечающих определенным критериям, включая иные организации и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

В то же время статья 1 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» предусматривает, что действие настоящего Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РБ. Соответственно, бухгалтерской отчетности, состав которой указан в ст.13 Закона, у предпринимателей в принципе не может быть.

Что же тогда является предметом договора на проведение обязательного аудита индивидуального предпринимателя? Он может предъявить только налоговые регистры и декларацию по подоходному налогу. Но это — налоговая отчетность, а не бухгалтерская. И если бухгалтерской отчетности у него нет, то и проверять нечего, а достоверность несуществующей отчетности подтвердить невозможно. Если же аудиторы выдадут аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предпринимателя, его можно счесть заведомо ложным — ведь такой отчетности у аудируемого лица нет и быть не может.

В придачу, Правило аудиторской деятельности «Отчет аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию», утв. постановлением Минфина от 23.01.2002 № 8, предусматривает, что аудиторы могут оказывать услуги по проверке специальной отчетности, отличной от официальной бухгалтерской отчетности (специальные аудиторские задания). К такой «специальной отчетности» п. 21 Правило относит и налоговую декларацию, которая там причислена к формам бухгалтерской отчетности, подготовленной субъектом для специальных целей в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в РБ. Но данное Правило предусматривает, что по такому спецзаданию составляется не аудиторское заключение, а отчет по формам, представленным в приложениях к Правилу.

Такая же проблема возникнет с вступлением с 1 июля в силу Указа от 9.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». Ведь п.17 Положения, утвержденного этим актом, освобождает субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему, от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и разрешает им вести учет в книге учета доходов и расходов. Информация, содержащаяся в такой книге учета, используется, в частности, при проведении в соответствии с законодательством аудиторских проверок. Между 600 тыс. евро и 2000 базовых величин как раз поместятся лица, подлежащие обязательному аудиту. И какую отчетность будут подтверждать у них аудиторы?

Однако уклонение от проведения обязательного аудита согласно подп.1.5 Указа № 67 (а с 1 марта — ст.12.31 КоАП) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. Виноваты ли предприниматели и «упрощенцы» в отсутствии у себя отчетности, которую они должны предъявить для проверки?

… лишняя статья затрат

В соответствии с Законом от 29.12.2006 № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» в новом году были отменены платежи чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости, производимые единым платежом. Но в то же время п.41.ст.3 Закона «О налогах на доходы и прибыль», введенный Законом от 29.12.2006 № 190-З, гласит, что к затратам на социальные нужды относятся обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты и… государственный фонд содействия занятости. А ведь оба закона, вступившие в силу с 1 января, в один день принимали…

Непонятливых бухгалтеров выслушал Леонид ФРИДКИН