Будут ли реформы в Беларуси после отмены программы МВФ
В декабре 2015 г. белорусские власти объявили, что у них есть план завершения переговоров с МВФ по новой программе заимствования. Год назад ожидалось, что белорусская делегация привезет в Вашингтон подписанный договор о намерениях, что дало бы старт новому этапу сотрудничества. Но в июле т.г. представитель МВФ объявил, что «обсуждение программы приостановлено до выяснения, насколько высок уровень политической поддержки Беларуси, в частности, сектора государственных предприятий и коммунальной собственности». О причинах этой «приостановки» мы беседуем с директором Исследовательского центра ИПМ Александром ЧУБРИКОМ.
– Александр, почему белорусские власти сначала так стремились возобновить сотрудничество с МВФ, а потом не согласились с его условиями?
– В начале 2015 г. Беларусь только что прошла через третий валютный кризис за последние 6 лет, войдя в самую жесткую рецессию с 90-х годов, и столкнулась с необходимостью обслуживания долга в объеме, практически равном объему золотовалютных резервов страны. Естественно, мы попросили помощи. Но после полного аннулирования реформ, последовавшего за приостановкой, МВФ попросил «четкого принятия обязательств, в т.ч. и на высочайшем уровне, – к стабильности и реформам», и Беларусь вернулась к экономическим реформам 2015 г. безо всякой поддержки извне.
За 2 года ситуация заметно изменилась. Новый председатель Нацбанка изменил монетарную политику с ориентира на скорость девальвации на денежно-кредитное планирование и плавающий курс валют, намного менее «управляемый», чем когда-либо ранее. Был инициирован ряд институциональных мер по дедолларизации и улучшению контроля банков.
Поскольку стабилизация макроэкономики была одним из приоритетных условий МВФ, Нацбанк успешно выдержал натиск отраслевого лобби и других приверженцев мягкой денежно-кредитной политики. В результате инфляция упала до исторического минимума в 4,9% в сентябре т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Реальная процентная ставка по рублевым депозитам снизилась почти до уровня инфляции. Это свидетельствует о возврате доверия к белорусскому рублю и политике Нацбанка, которая не вызвала озабоченности у международных финансовых институтов. Денежно-кредитная политика создала необходимые условия для восстановления экономики, ориентированной на экспорт, и улучшения состояния текущего платежного баланса. Следовательно, острая необходимость в займе МВФ для стабилизации макроэкономики отпала.
– Какие признаки свидетельствуют о восстановлении экономики?
– Прежде всего это рост экспорта товаров и услуг (за исключением нефти и калия). Он продолжается на протяжении 6 кварталов, в основном из-за падения белорусского рубля после введения плавающего курса валют. Позже, в текущем году, начали восстанавливаться бытовое потребление и инвестирование в основной капитал, во многом благодаря потребительскому и коммерческому кредитованию, а отчасти – нескольким крупномасштабным инвестпроектам, профинансированным правительством, в т.ч. по строительству атомной электростанции. Несырьевой импорт услуг и товаров (без нефти и газа) также начал восстанавливаться, что ограничивает потенциал экономического роста. Темпы восстановления превысили все ожидаемые прогнозы. Это создает позитивный эффект на рынке труда. В то же время остается меньше стимулов следовать рекомендациям международных финансовых институтов.
– Спасут ли рынок труда успехи экспорта?
– Долгое время стабильность на рынке труда была одним из краеугольных камней белорусского общественного договора. Хотя госпредприятия постоянно сокращали работников в 2009–2014 гг., частный сектор (особенно микропредприятия) создавал рабочие места, поддерживая региональные рынки труда. Но рецессия 2015– 2016 гг. многое изменила. Малые частные компании стали сокращать людей сразу после девальвации в 2014-м, а более крупные – продолжили снижать затраты на персонал и в 2015–2016 гг.
На пике кризиса появился Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который облагал налогом тех, кто «не вносил значительный вклад в финансирование расходов государства». Такое решение ударило по различным социально не защищенным группам населения, особенно в восточных регионах Беларуси, и привело к общественным протестам, с которыми справились привычными мерами. Декрет был приостановлен и направлен на доработку. Недавно представители Минтруда и соцзащиты сообщили, что у документа появится новое название – «О содействии занятости» и новое содержание. Скорее всего, власти ограничатся точечными мерами воздействия на тех, «кто не участвует в экономической деятельности», например, установив им 100-процентную оплату коммунальных услуг, и больше займутся содействием занятости.
Волнения в обществе вызваны сложной ситуацией на рынке труда, увеличенной боязнью властей начать реструктуризацию госпредприятий, на которой настаивал МВФ. Но теперь позитивный эффект восстановления начинает проявляться: в 2016 г. занятость на микропредприятиях практически доросла до уровня 2014 г.
– Значит, надежды на то, что малый бизнес «вытянет» экономику, оправданы?
– Развитие малого и среднего бизнеса было названо приоритетом еще в 2007–2008 гг. С тех пор Беларусь постоянно улучшает бизнес-среду, о чем свидетельствуют индикаторы рейтинга Всемирного банка Doing Business. До рецессии 2015–2016 гг. это помогало увеличивать число предприятий МСБ и занятость. Но несовершенство институциональной среды стало более очевидным во время рецессии. Понимая важную роль МСБ в развитии регионов, власти пришли к ряду инициатив по дальнейшей либерализации ведения бизнеса в 2017 г. Это упрощение регистрации, краткосрочный мораторий на проверки, 3-летний мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, декриминализация некоторых экономических преступлений, улучшения в лицензировании и сертификации, введение новых налоговых льгот, в т.ч. для малого бизнеса в регионах, и т.д. Бизнес-союзы и прочие заинтересованные стороны, участвовавшие в общественном обсуждении этих документов, оценили их позитивно. Но полный их пакет еще не принят, а потому рано говорить о его потенциальном эффекте.
– Но если такой эффект будет, то более глубоких реформ ожидать вообще не стоит?
– Не обязательно. Даже вся совокупность положительных факторов не поможет Беларуси обслуживать ее внешние и внутренние валютные обязательства. Правительство потратило 5,5% ВВП на обслуживание и погашение валютного долга в 2015 г. и 6,2% ВВП в 2016-м. Размер этих платежей не снижается. Прошлогодний конфликт с Россией из-за цен на газ обошелся нам в серьезное сокращение поставок российской нефти во II половине 2016 г. – I квартале т.г. и, соответственно, – снижение доходов бюджета. Правда, в итоге президенты обеих стран договорились о решении конфликта и согласованных условиях торговли нефтью и газом. Это позволило улучшить положение белорусского бюджета и имидж перед кредиторами. В июне т.г. правительство выпустило евробонды на сумму 1,4 млрд. USD, ранее в апреле был получен транш кредита ЕФСР (0,3 млрд. USD), а в сентябре – кредит правительства РФ в 0,7 млрд. В совокупности в 2013– 2017 гг. Беларусь приняла более 17 млрд. USD долговых обязательств и погасила более 11 млрд.
Таким образом, вместо соглашения о программе реформ власти используют стандартные подходы – политические сделки с Россией и безусловные займы.
– Итак, сбалансированная денежно-кредитная политика, умеренная либерализация для малого бизнеса плюс российские кредиты – это и есть программа властей, которая заменит сотрудничество с МВФ?
– В 2016-м и даже в начале 2017 г. вероятность достижения соглашения с МВФ об условиях новой программы финансирования была достаточно высокой. Это подтверждается и тем, что Президент Беларуси и глава миссии МВФ дважды встречались в ходе переговоров. Но в итоге была сделана пауза.
Главным препятствием оказались условия реструктуризации госпредприятий. Власти предпочитают искать краткосрочные решения, вроде реструктуризации проблемных долгов госпредприятий, перевода их части в государственный долг, создания специального Агентства по управлению активами для аккумулирования дефолтных активов госбанков и т.д. Делаются попытки использовать дальнейшее упрощение ведения бизнеса в качестве пути решения проблем рынка труда. Но эффективность таких мер ограничена скоростью восстановления экономики, низкой эффективностью госпредприятий, а также рисками кризиса бюджета, которые могут возникнуть в ближайшие 3–5 лет.
Тем временем
Беларусь и МВФ не планируют обсуждать вопрос новой кредитной программы во время ближайшей миссии фонда, заявил председатель Правления Нацбанка Павел Каллаур 18 октября во время XIV Международного форума по банковским информационным технологиям «БанкИТ’2017».
Во время работы плановой миссии МВФ, которая посетит Минск 26 октября, будет рассматриваться в целом макроэкономическая ситуация в стране и ее изменения. Но вопрос о конкретной программе, которая могла бы поддержать финансово перемены, происходящие в Беларуси, в ходе работы этой миссии рассматриваться не будет.
Программа с МВФ предусматривала финансовую поддержку конкретным изменениям в стране, напомнил П. Каллаур. Эти изменения определены и программой на 2016–2020 гг., но белорусские власти разошлись с МВФ «по определенной скорости этих изменений», в частности, по тарифам на жилищно-коммунальные услуги, пояснил глава Нацбанка.
«Думаю, что мы в стране должны определиться, как мы будем двигаться по тем или иным направлениям реформирования экономики, а потом уже возвращаться к вопросу поддержки со стороны международных организаций. Мы должны ответить на ряд вопросов, включая вопрос фискальных рисков: как мы будем ими управлять, как их оценим, – заявил П. Каллаур. – Это очень непростая работа, но ее нужно проделать внутри страны».