Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Образование
28.04.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Будущее неформального и дополнительного образования

Будущее неформального  и дополнительного образования13 апреля в Минске Ассоциация дополнительного образования и просвещения организовала круглый стол по рамочным условиям деятельности для провайдеров неформального и дополнительного образования Беларуси.

После долгих споров участники выработали итоговый документ о проблемах и возможных вариантах их решения от всех типов провайдеров дополнительного образования. Хотя моя позиция не нашла общего понимания и поэтому не была внесена в свод предложений, считаю важным донести свою точку зрения до широкой общественности.

Как руководитель ОДО «Витебский бизнес-центр» я с 2000 г. занимаюсь неформальным и дополнительным образованием для взрослых и детей, а также периодически преподаю в государственных уч­реждениях образования и принимаю экзамены как пред­седатель ГЭК.

На мой взгляд, мнения сторон о «точках роста», направлениях и формах сотрудничества разнятся. Отечественную систему образования в связи с ее малоэффективностью реформировать необходимо, но транслируемые способы ее преобразования порой противоположны.

Например, представитель го­сударственного университета предложил создать равные условия для всех, введя всеобщее лицензирование и аккредитацию. Не имеющие таких разрешений приватные заведения не смогут выдавать документы государственного об­разца, без которых невозможно трудоустройство. К тому же придется закрыть все организации, кроме учреждений дополнительного образования. Между тем организовать их довольно сложно.

Я же полагаю, что стоит последовать примеру отменившей учебные дисциплины в школах Финляндии. Специальности сегодня как тормоз развития общества преимущественно являются атавизмом. Современные успешные люди не получают один классический диплом на всю жизнь. Они должны уметь, как утверждал американский футуролог Элвин Тоффлер, не только учиться, но еще и разучиваться и переучиваться. Это особенно актуально в нынешних условиях непрерывных трансформаций.

Человеку выгоднее быть универсалом, не привязываясь к определенному рабочему месту, а выполняя одновременно заказы нескольких клиентов. Надо уходить от работы, синонимичной рабству, а ис­пользование IT вкупе с гибким графиком позволяет быть мобильным и непривязанным.

Частные учебные центры выступали за дебюрократизацию образования, сокращение сроков обучения. Ведь многие неспециалисты в связи с потерей источников доходов стремятся быстрее сформировать необходимые навыки. Напротив, долгие сроки формального образования, включающего вместе с обучением и воспитание, не изменят положение с преодолением безработицы и спадом предпринимательства. К тому же надо признать, что требование выполнения планов платных услуг порой превращает учебу в сделку за полученную «корочку», не предоставляя в полном объеме ни знаний, ни умений.

Максимальное упрощение условий для получения разных форм компетенций приведет не к всплеску предложений от горе-учителей и претензиям обманутых учеников, а к максимальному выбору потребителей и снижению цен на рынке. Конечно, можно оставить всю нынешнюю бюрократию и кон­т­ролеров, но консервация ситуации приведет в лучшем случае к стабильности.

Экономике в первую очередь важна практикоориентированность образования. Это означает обучение практиками и на практике. И здесь знание дидактики и прочих научных основ не является обязательным. Главнее – человеческий и индивидуальный подход.

Турбулентность в экономике и правовой среде приводит к тому, что драйвером будут современные технологии, т.е. электронное обучение. Но выпускникам всех уровней у нас зачастую не хватает базовых компетенций, в т.ч. финансовой грамотности, коммуникативности, знания иностранных языков, предприимчивости, ли­дерства и т.д.

Новая редакция Кодекса об образовании и предложения по снижению давления на предпринимательство могут стать как очередной имитацией движения вперед, так и реальной дорожной картой ближайшей перспективы. Надо только суметь сделать правильный выбор и добиться его воплощения в жизнь. И если образование определяет качество нашей жизни, то давайте найдем правильный путь вместе.

Справка «ЭГ»

Круглый стол проводился в рамках проекта «Неформальное образование для общественной пользы», реализуемого при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений