Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Будущее — за сетями. Аптечными

В последнее время в СМИ довольно часто можно встретить словосочетание "торговые, рыночные, товаропроводящие сети". Среди них особое место занимает аптечная сеть, имеющая свою специфику...
В последнее время в СМИ довольно часто можно встретить словосочетание "торговые, рыночные, товаропроводящие сети". Среди них особое место занимает аптечная сеть, имеющая свою специфику.

Надо сказать, что за рубежом аптечные сети занимают до 50% фармацевтического рынка. В некоторых европейских государствах их создание до сих пор ограничено (например, в Финляндии аптечных сетей нет вообще, там работают отдельные частные аптеки). Не исключено, что некоторым государствам со вступлением их в ЕС придется допустить сети на аптечный рынок по понятным экономическим причинам, ведь рост количества аптек имеет свои пределы: рынок конечен и имеет порог насыщения.

В Беларуси аптечные сети успешно развиваются еще со времен Советского Союза. К сожалению, у нас они пока не стали объектом научных исследований, нет доктрины их развития. Понятие "аптечные сети", как и многие другие применяемые в фармацевтической сфере определения, не закреплены на законодательном уровне. В стране до сих пор отсутствуют законы о лекарственных средствах и о фармацевтической деятельности.

В отличие от торговых сетей, аптечные в гораздо большей степени подвержены госрегулированию, что вызвано рядом объективных обстоятельств: специфичностью лекарственных средств (ЛС) с высокой потребительской стоимостью и их социальной значимостью; разнообразием наименований ЛС на фармацевтическом рынке и постоянным появлением на нем новых видов; наличием смешанной формы оплаты лекарств -- платной, бесплатной, частично оплачиваемой (две последние применяются при оплате льготных и бесплатных рецептов за счет средств госбюджета всех уровней и внебюджетных источников); высокой долей импортных лекарств на белорусском фармацевтическом рынке (78%) и т.д.

Структура белорусских аптечных сетей разная и зависит от организационно-правовой формы юридического лица, его финансовых возможностей и от видов фармацевтической деятельности, на осуществление которых субъекту хозяйствования выдается разрешение Минздрава. Сегодня на отечественном фармацевтическом рынке в основном преобладают государственные аптечные сети, для частного сектора характерна обособленность.

Доминирование госаптек вызвано следующими причинами. Прежде всего наличием комбинированной сетевой структуры унитарного предприятия "Фармация". За 63-летний период своего функционирования государственная аптечная сеть 8 раз реорганизовывалась (менялся орган управления, количественный состав сети), но при этом всегда сохранялась структура и тесная взаимосвязь между ее элементами -- аптечным складом, аптеками и контрольно-аналитической лабораторией. Резервы лекарственных средств на случай эпидемий и чрезвычайных ситуаций на аптечных складах, гарантии предоставления целого ряда низкорентабельных и убыточных фармацевтических услуг, контроль качества лекарств не исчерпывают функции РУП "Фармации". Она также используется в качестве постоянного и основного кредитора бюджетов всех уровней и поддерживает стабильность на лекарственном рынке страны. Бюджеты (республиканский и местные) заинтересованы в получении доходов от использования своей собственности, переданной предприятиям системы РУП "Фармация" в хозяйственное ведение, а также налогов в полном объеме. Это достигается через прозрачность и подконтрольность собственнику финансово-хозяйственной деятельности УП "Фармация".

Вторая, не менее важная причина доминирования -- наличие широко разветвленной сети, пронизывающей все города, поселки городского типа и большинство сельских населенных пунктов республики. По состоянию на 1.04.2003г. в системе РУП "Фармация" насчитывалось 876 аптек, в т.ч. 449 сельских. Кроме того, в сетевую инфраструктуру входят 697 аптечных пунктов первой категории и аптечных киосков. Причем большинство из них низкорентабельны или убыточны, их убытки покрывают городские аптеки. Кроме того, практически при всех фельдшерско-акушерских пунктах также функционируют аптечные пункты второй категории.

Аптечные учреждения системы РУП "Фармация" выполняют и многие другие социальные функции: отпускают лекарства льготникам, несмотря на большую задолженность территориальных медицинских учреждений; изготавливают по рецептам врачей дешевые лекарственные средства и др. Качество приготовленных в аптеках лекарств и всех поступивших препаратов заводского производства контролируется специалистами контрольно-аналитических лабораторий. Наличие такой структуры оправдано в связи с появлением в последнее время на рынке ЛС фальсифицированной продукции.

Третья причина живучести государственной аптечной сети -- ее кадровый потенциал. Сегодня в аптечных учреждениях республики системы РУП "Фармация" работают 8500 человек, имеющих хорошую профессиональную подготовку. Здесь есть возможность дальнейшего роста и перемещений специалистов по служебной лестнице. В том числе и по этой причине они заинтересованы в сохранении и развитии аптечной сети. Вот почему любая реорганизация должна быть гласной, прозрачной и выгодной для фармацевтического персонала и в целом для аптечной сети.

Характерным отличием государственной аптечной сети от частных является ее управляемость, поскольку есть единый центр. На данном этапе имеется гибкая и своеобразная сетевая структура РУП "Фармация", предоставляющая некоторую самостоятельность областным аптечным предприятиям и индивидуальность центральным районным аптекам, работающим под общим руководством РУП "Фармация".

Одним из основных недостатков аптечных сетей -- установление единых правил для всех точек (одинаковые цены, ассортимент и т.д.), что не всегда может дать экономический эффект. Известно, что спрос на лекарственные средства и изделия медицинского назначения даже в рамках одной области в зависимости от района (города) может существенно различаться. Опираясь на собственный опыт, могу сказать: одним из определяющих факторов успешной деятельности аптечной сети может стать формирование ассортиментной и ценовой политик аптечного предприятия в зависимости от места его расположения. При этом его руководитель для достижения максимальной эффективности должен быть наделен самостоятельностью, иметь возможность менять номенклатуру и цены, выбирать поставщика.

Что же касается прогнозов развития аптечных сетей, то не сомневаюсь -- за ними будущее. Они уже доказали свою жизнестойкость. Думаю, без изменения социально-экономической ситуации в ближайшие 2--3 года вряд ли поменяются местами государственные и частные аптечные сети. Не исключено, что для выживания более активно станут консолидироваться и аптечные учреждения негосударственной форм собственности. В условиях конкуренции государственная аптечная сеть будет вынуждена отшлифовывать свой имидж, активнее внедрять новые технологии в фармацевтическом обслуживании своих пациентов. Со временем возможен симбиоз аптечных сетей с производителями медицинской продукции.

Вообще, даже краткосрочные прогнозы -- дело неблагодарное. В любой момент может появиться законодательный или нормативный акт, способный поставить в сложные условия как сетевые структуры, так и одиночные аптечные учреждения.