Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Будьте бдительны: цензура живуча

Частичный запрет на издательскую деятельность вполне может стать эталоном
Частичный запрет на издательскую деятельность вполне может стать эталоном

Нормотворческая деятельность приняла в республике большой размах. Перечень нормативных правовых актов различных видов и юридической силы еженедельно пополняется десятками новых. Из года в год растет их технико-юридический и правовой уровень, все реже встречаются сырые, некачественные документы. Но все-таки встречаются.

К ЧИСЛУ неизвестных ранее на республиканском правовом поле нормативных правовых актов следует отнести постановление МВД и Министерства информации от 2002-05-24 г. N 158/6 "О порядке издания печатной продукции по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения", которое было зарегистрировано в НРПА спустя почти полгода после принятия и вступило в силу 7 ноября. Этим постановлением вводится новое правило для белорусских издателей -- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: согласовывать выпуск печатной продукции, затрагивающей сферу обеспечения безопасности дорожного движения, с управлением ГАИ МВД. Определяется и форма такого согласования. На управление ГАИ возложена обязанность утвердить его порядок, контролировать его соблюдение и при выявлении нарушений информировать о них Мининформации. Такой же контроль должно осуществлять это министерство, которое обязано принимать меры по привлечению к ответственности издателей, нарушивших требования постановления, в соответствии с Положением о порядке выдачи и использования лицензии на осуществление издательской деятельности, утв. приказом Госкомпечати от 21.05.97 г. N 170.

Ключевым в постановлении является понятие "печатной продукции, содержание которой затрагивает сферу обеспечения безопасности дорожного движения", определенное с использованием открытого перечня. В нем указаны книги, брошюры, плакаты и другая печатная продукция, к которой по Закону о печати и других средствах массовой информации относятся также экземпляры газет, журналов, брошюр, альманахов, бюллетеней и других изданий, имеющих постоянное название, порядковый номер и выходящих в свет не реже раза в год. Понятно, что в нашем случае к другой печатной продукции могут быть отнесены также сборники, календари, этикетки, буклеты и прочая продукция, полученная с использованием полиграфии, ксерокопирования и других средств печати.

В постановлении не конкретизируется еще один важный момент: какое же именно содержание печатной продукции затрагивает сферу обеспечения безопасности дорожного движения? В соответствии с Законом о дорожном движении под безопасностью дорожного движения понимается такое его состояние (включая наличие оборудованных остановок, стоянок и т.д. и т.п.), при котором вероятность возникновения ДТП и опасности для пешеходов и (или) транспортных средств минимальна в пределах дороги и общественных отношений, связанных с движением. Так что и словосочетание "затрагивает сферу обеспечения безопасности дорожного движения" можно толковать как угодно широко.

ПРЕДСТАВИМ плакат с оледенелой дорогой, автомобилем в кювете и надписью "А ты установил на автомобиле зимние шины?", очерк в газете о состоянии дорог, водительской дисциплине, динамике ДТП, книгу с описанием ночных гонок на скорость на автостраде вблизи Минска, не совместимых с правилами дорожного движения, и зададимся вопросом: это об обеспечении безопасности дорожного движения или нет? Несомненно, ответы будут противоположными. Однако если сотрудник ГАИ посчитает такую продукцию требующей согласования, а в Мининформации с ним согласятся, то к ее издателю, по простоте душевной не сделавшему это, уже можно применить меры ответственности, предусмотренные указанным выше Положением. Наличие подобных гуттаперчевых норм всегда создает основу для субъективизма и злоупотреблений должностных лиц, уполномоченных на принятие властных решений, что может привести к ущемлению прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.

Если пойти по пути, на который встали МВД и Министерство информации (а соблазн велик), то завтра, глядишь, МЧС потребует согласовывать с ним печатные издания об обеспечении пожарной безопасности, Минсельхозпрод -- продовольственной, Минэкономики -- экономической, Минздрав -- об обеспечении здоровья населения... При желании любой орган госуправления сможет найти себе нишу в сфере обеспечения той или иной безопасности и, пожалуй, не забудет при этом установить для издателей плату в несколько базовых величин за получение визы "согласовано".

Мне могут возразить, что такое толкование постановления абсурдно, что оба уважаемых министерства имели в виду совершенно иное. Как сказано в преамбуле документа, -- упорядочение издания печатной продукции по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и повышение ее качества. Но, согласитесь, что это положение ничего не проясняет.

Вероятнее всего, преследовалась цель не допустить выпуск и распространение Правил дорожного движения или иных правовых норм, имеющих непосредственное отношение к безопасности дорожного движения, не соответствующих первоисточнику и вводящих в заблуждение пользователей. Но тогда так прямо следовало бы и сказать, хотя в этом нет необходимости. Ведь деятельность, в т.ч. издательская, по распространению правовой информации лицензируется. Положение о порядке распространения правовой информации в Республики Беларусь (утв. Указом Президента от 1.12.98 г. N 565) прямо требует доводить до юридических и физических лиц полную и достоверную правовую информацию в печатной и (или) электронной форме. Им же предусмотрена ответственность за нарушения.

В преамбуле анализируемого постановления указывается, что оно принято в соответствии с Положением о ГАИ (утв. постановлением Совмина от 19.07.94 г. N 553). Явное лукавство. Анализ этого документа показывает, что главная задача Госавтоинспекции -- обеспечение соблюдения ведомствами и организациями, а также физическими лицами правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения ради сохранения жизни и здоровья граждан. К компетенции ГАИ не относится согласование выпуска какой бы то ни было печатной продукции. Желание двух министерств упорядочить отношения, по их мнению, создающие угрозу безопасности дорожного движения, следовало бы сверить со своими правомочиями в этой сфере. А таких правомочий у них нет, они не вправе были принимать документ, противоречащий акту большей юридической силы, т.е. положению о ГАИ, утвержденному правительством.

ЕСТЬ все основания утверждать: согласование, о котором идет речь -- не что иное, как цензура. В Законе о печати и других средствах массовой информации сказано: "Цензура массовой информации -- это значит требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение -- не допускается". Следовательно, применительно к продукции средств СМИ совместный акт двух министерств устанавливает цензуру, которая однозначно и недвусмысленно запрещена актом более высокой юридической силы -- законом. Поэтому, а также в силу положений Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь (см. ст.ст.2, 10 и 71) постановление не имеет юридической силы в этой части и не подлежит применению.

Авторам документа следует напомнить также, что, установив по сути дела частичный запрет на издательскую деятельность, они нарушили ст.13 Конституции, в которой предусмотрено, что "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". То есть запрет на такую деятельность, каковой является и издательская, может быть установлен только законом. А такого, законодательно закрепленного, запрета в республике нет.

Вызывает озабоченность включение в нормативную базу республики постановления, которое, кстати, противоречит и другим статьям Конституции. Оно зарегистрировано в НРПА, а значит, прошло юридическую экспертизу Минюста и получило положительную оценку. А ведь задача такой экспертизы -- отсеивать некачественный правовой продукт. Конечно, от ошибок и недоразумений никто не застрахован. Важно, чтобы они вовремя исправлялись и не повторялись. Остается надеяться, что до отмены постановления ни МВД, ни Мининформации не будут предпринимать каких-либо мер по его применению к издателям.