Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Промышленность
18.05.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БУДЕТ ЭКСПОРТ - БУДЕТ ПЕРСПЕКТИВА

Судя по итогам I квартала, белорусская промышленность в целом не оправдала надежд своих недоброжелателей и конкурентов, опровергнув предсказания падения экспорта в Россию и страны дальнего зарубежья.

Судя по итогам I квартала, белорусская промышленность в целом не оправдала надежд своих недоброжелателей и конкурентов, опровергнув предсказания падения экспорта в Россию и страны дальнего зарубежья.

Анализируя основные экспортные товарные позиции и причины их роста, Министерство промышленности как главный фактор отмечает оживление в странах СНГ и в России промышленного и сельскохозяйственного производства. А это, конечно, приводит к тому, что востребована продукция, в первую очередь, машиностроения - автомобили, трактора, большегрузная техника БелАЗа, металлопродукция, арматура, металлокорд. Что касается географии экспортных поставок, то 68% приходится на Российскую Федерацию, 5% - Центральную Европу, 10% - Западную Европу и Скандинавию, 5% - Украину.

О тенденциях экспорта белорусской промышленной продукции специально для читателей "НЭГ" рассказал замминистра промышленности РБ Геннадий СВИДЕРСКИЙ.

- Геннадий Брониславович, каков главный фактор роста промышленного экспорта и каковы его особенности?

- Стратегия экспорта ничем не отличается от применяемых в мировой практике. Другое дело, что в рамках министерства мы все чаще сейчас говорим о внутриминистерской кооперации. То есть зная возможности наших предприятий, мы выстраиваем технологические цепочки с наиболее оптимальной себестоимостью продукции. В конечном счете, для любой продукции есть три фактора успешного продвижения на рынке:  во-первых, это технические параметры, во-вторых - своевременность появления и, наконец, - ценовой. Если эти три фактора есть, то и продукцию покупают. Если хотя бы одного нет, то и затраты на них никто не вернет.

- Однако московские дилеры белорусской техники, например, говорят о проблемах с покупкой тракторов МТЗ, запчастей МАЗа и т.д.

- Если говорить об МТЗ, то сегодня на его складах действительно практически нет неоплаченных тракторов, вся продукция продана. Есть даже определенная напряженность сейчас во время сезона в выполнении заявок постоянных покупателей... Например, наш министр решал недавно вопрос, как найти 200 тракторов под посевную для Витебской области, и это оказалось большой проблемой. Просто вместо того чтобы равномерно закупать и готовить к сезону технику, у нас остается прежний принцип - пока гром не грянет, деньги не найдутся. А в результате получается, что нагрузка на МТЗ очень большая именно в весенний период.

А что касается сервиса, то, конечно, он требует постоянного улучшения. Но при этом (по условиям дилерского договора) та часть скидки, которая предоставляется дилерам, как раз и идет на развитие материально-технической базы, обеспечение необходимого количества запчастей для поддержания техники в первую очередь в гарантийный период. В принципе общеизвестно, что рентабельность готовой продукции колеблется в пределах 10--20%, рентабельность запасных частей -- 30--60%. То есть продавать запчасти для автомобилей гораздо выгоднее и рентабельнее, нежели продавать готовую продукцию. Поэтому в каждом конкретном случае нужно смотреть: может, это просто какая-то организационная недоработка. Но она не может носить системного характера.

-- С 2005 года Евросоюз отказывается от авторизованных центров продаж, вводя обязательную продажу сразу нескольких марок, например, автомобилей. Раньше и в Беларуси много говорилось об универсализации экспортных продаж продукции белорусского машиностроения...

-- Речь, скорее, нужно вести не о диверсификации, а о профессионализации работы наших предприятий-экспортеров. Ясно, что нет какой-то идеальной товаропроводящей сети, каждый ищет наиболее эффективный и оптимальный вариант для своей продукции. Так, МТЗ в основу своей сети заложил создание собственных представительств или торговых домов, где он имеет 51% и более уставного капитала -- они есть в федеральных округах России, в странах СНГ, дальнего зарубежья. Через эти представительства и торговые дома осуществляется связь с дилерскими центрами, которые обеспечивают сервис и предлагают технику непосредственно сельхозпроизводителям. Поэтому МТЗ не использует другие товаропроводящие сети, например МАЗа или БелАЗа, и, в общем-то, эта стратегия доказала свою эффективность. Достаточно сказать, что в прошлом году 87% всех проданных в страны СНГ тракторов были МТЗ.

Иная ситуация у МАЗа, поскольку его основным конкурентом на российском рынке является КамАЗ -- предприятие с сопоставимым объемом производства. Так что диверсификация экспорта здесь не уместна. Если эксклюзивные продажи тракторной техники через собственные центры экономически выгодны для МТЗ, то зачем смешивать эту сеть с дилерской сетью МАЗа, который может в перспективе иметь общую сеть продаж с КамАЗом или УралАЗом. Но Беларусь же экспортирует не только автотехнику. Например, спрос на продукцию металлургических предприятий сейчас даже опережает предложение, особенно на новые переделы БМЗ, который повысил качество и степень переработки металла. С одной стороны, это позволяет заводу повысить рентабельность, а с другой -- представленные на рынок высокотехнологичные металлы сами по себе ограждают БМЗ от конкуренции со стороны заводов, неспособных выпускать подобную продукцию.

Кроме того, надо повысить эффективность отдачи программы импортозамещения. Так, для оснащения автотракторной техники нужно все больше и больше электроники -- различные бортовые компьютеры, навигационные приборы, цифровые тахографы, антиблокировочные системы и т.д., -- которую могут выпускать предприятия Минпрома. Причем объединение "Экран" (Борисов) освоило выпуск АБС совместно с финансово-промышленной группой "Аэрокосмические системы" и поставляет их как Минскому автозаводу, так и КамАЗу. И наша задача -- чтобы именно белорусские инженеры, производственники увеличивали долю в конечном продукте и как насыщали рынок союзного государства, так и выходили на внешний рынок.

-- Однако в России есть и те, кто выступает за снижение доли самой Беларуси на российском рынке, за покупку западных технологий взамен МТЗ, "Горизонта" и других белорусских марок. Возможна ли единая промышленная политика?

-- Тот факт, что крупнейшие товаропроводящие сети России работают с белорусскими предприятиями, уже сам по себе служит подтверждением того, что мы находимся в русле промышленной политики России. Потому что если бы политика была другой, то надо было бы дать команду работать не с белорусскими товарами, а только с китайскими. Но этого же не происходит. Или взять МТЗ. Трактор -- сложнейшая техника, и если даже очень захотеть, найти большие деньги, то вряд ли скоро удастся выпустить в России машину, превосходящую по всем ценовым и техническим параметрам трактор МТЗ. Вот в Туркменистане и газа много, и нефти, и все вроде бы могут купить. И купили 500 американских "джондиров" 2 года назад -- 400 из них стоят сейчас на приколе под забором. Вот и все. Теперь Туркменистан возвращается к белорусскому хлопковому трактору, который давно знаком механизаторам. После визита в эту страну Президента Лукашенко в 2002 году белорусские предприятия поставили в Туркменистан более 2500 тракторов, а в 2004 году Ашгабад получит еще 1000.

-- Из некогда более 40 совместных программ Союза Беларуси и России в 2004г. профинансирована пока только "БелРусАвто". Какова перспектива остальных?

-- Помимо программы дизелестроения, в этом году принята и финансируется программа "Субмикрон", в которой участвуют белорусские Интеграл и Планар. В сфере оптики, где мы имеем очевидные приоритеты (Красногорск не в состоянии делать это оборудование), работает программа по асферическим поверхностям. Так что минимум три программы, которые касаются предприятий Минпрома, финансируются и успешно реализуются.

-----------------------------------
Справка "НЭГ"

Беларусь в 2004--2005гг. намерена ежегодно наращивать экспорт сельхозтехники на 13%. При этом основными экспортными рынками традиционно являются Россия и страны СНГ. В частности, предполагается реализация сельхозтехники в рамках российского Федерального лизингового фонда. В 2004--2005гг. запланировано открытие торговых домов МТЗ в Сибирском и Южном федеральных округах России, а также в Украине. Росту экспорта сельхозтехники будет способствовать и запланированное на 2004г. создание с участием государственного объединения "Гомсельмаш" совместного белорусско-украинского производства кормоуборочных комбайнов в Хмельницком (Украина). По данным Минпрома, для повышения конкурентоспособности белорусской сельхозтехники в 2004--2005гг. планируется инвестировать не менее 30 млн. USD в техническое перевооружение предприятий сельхозмашиностроения (МТЗ, Гомсельмаш, Бобруйскагромаш). По данным Минпрома, в 2003г. предприятия министерства экспортировали сельхозтехники на 295,981 млн USD, что на 29% больше, чем в 2002г.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by