$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Будем брать инвестиции и кредиты

04.01.2008

В прошлом году правительство заговорило о том, что отечественной экономике нужны иностранные инвестиции. Планируется, что в 2008 году их удельный вес в общем объеме инвестиций возрастет до 11% (было 3%), а объем — до 1,4 млрд. USD.

Своими силами нам на запланированные объемы производства не выйти, говорят правительственные эксперты. Напомним, что в последние несколько лет объем иностранных инвестиций неуклонно снижался. При этом правительство не рассматривало данный фактор как отрицательный. Утверждалось, что в стране вполне достаточно собственных средств. Данное обстоятельство не мешало проводить инвестиционные форумы и обсуждать с инвесторами перспективы улучшения инвестиционного климата. Но даже во время высоких собраний с высоких трибун звучало «инвестиции — ваши, условия — наши».

В конце 2007 г. правительство вынуждено было признать, что если мы все-таки хотим привлечь иностранный капитал, то должны прислушаться к его голосу. Сформировав амбициозные инвестиционные планы, Совмин создал рабочую группу, которая должна подготовить предложения по улучшению инвестиционного климата в стране.

Одновременно с этим глава Нацбанка Петр Прокопович в ходе прошлогоднего совещания у Президента, на котором обсуждались планы на 2008 г., сделал очень амбициозную заявку. Беларусь должна войти в число первых 25 государств в рейтинге ВБ по условиям ведения бизнеса, а это значит, подняться на 85 процентных пунктов. А.Лукашенко идею поддержал. Более того, обязал главу правительства Сергея Сидорского и автора идеи П.Прокоповича еженедельно докладывать о проделанной в этом направлении работе. По информации «ЭГ», пакет предложений уже сформирован. В нем и новые, более привлекательные условия для резидентов СЭЗ и инвесторов вообще.

Напомним, что планы по привлечению инвестиций в экономику Республики Беларусь уже составлялись. Национальная программа до 2010 г. была принята в 2002 г. Там шла речь о том, что к 2010 г. доля инвестиций в ВВП должна достигнуть 26-28% (сегодня ставится задача «взять барьер» в 25%). На момент подготовки программы доля иностранных инвестиций составляла 0,8%, еще 3,5% было зарубежных кредитов (тогда их еще не считали иностранными инвестициями). Ставилась задача довести к 2010 г. долю иностранных инвестиций до 36% в их общем объеме, что в денежном выражении должно составить 13 млрд. USD.

Тогда разработчики программы рассчитывали, что часть «мировых денег» обязательно придет в Беларусь. Правительство, принимая эту программу, очевидно, рассчитывало сделать все запланированное для того, чтобы это было именно так. Из благих намерений, продекларированных в документе, можно вспомнить планы по дальнейшему сокращению количества лицензируемых видов деятельности до 10-12 и снижению налоговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что к 2005 г. оно должно было составить не менее 5-6 п.п. к ВВП за счет отмены и снижения ставок оборотных сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды…

Планы не выполнены. Подводя итоги прошедшего года, правительство констатировало, что основными источниками финансирования инвестиций остаются собственные средства организаций и средства консолидированного бюджета, составившие в январе-ноябре 2007 г. соответственно 42,6% и 24,8% от общего объема инвестиций (в январе-ноябре 2006 г. — 43,9% и 25,7%).

Иностранные инвестиции — в большинстве своем кредиты. В 2007 г. внешний долг нашей страны превысил 20-процентный предел по отношению к ВВП. Если в конце прошлого года он составлял 6,9 млрд. USD (18,6% к ВВП), то по состоянию на 1 октября он достиг 9,7 млрд. USD (22,7%). Теперь мы можем добавить сюда еще и 1,5 млрд. USD российского стабилизационного кредита.

Государственные эксперты подчеркивают, что «увеличение долга вызвано ростом долговых обязательств коммерческих банков и хозяйствующих субъектов, носящих преимущественно краткосрочный характер». Так, по итогам первого полугодия 2007 г. удельный вес краткосрочной задолженности банков составил 68,7%, а субъектов хозяйствования (с учетом ресурсов, предоставленных прямыми инвесторами) — 81,4%. Это привело к тому, что удельный вес краткосрочной задолженности в структуре валового внешнего долга достиг величины 73,8%, или 6,8 млрд. USD.

В этой ситуации правительство задумалось о критериях финансовой безопасности страны. Обращение к мировому опыту свидетельствует, что среди таких критериев и размер государственного долга. В соответствии с т.н. Маастрихтскими критериями, принятыми в ЕС, внешний долг не должен превышать 60% ВВП. В общем, резерв есть, и если не получится с прямыми инвестициями, то будем брать кредиты.

Валентина ВЕШТОРТ