Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Мнения
06.09.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бремя станет легче?

Одним из наиболее часто используемых в мировой практике показателей оценки фискального потенциала налоговой системы является налоговая нагрузка...

Одним из наиболее часто используемых в мировой практике показателей оценки фискального потенциала налоговой системы является налоговая нагрузка на экономику, характеризующая удельный вес налогов и сборов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
 
В Беларуси этот показатель в 1993--1994гг. находился в пределах 49,6--49,4%. В дальнейшем по мере реформирования налоговой системы он существенно снизился и в 1997--2001гг. сохранялся на уровне 41,1--42,4%.

За последний год наметилась тенденция к снижению налогового бремени на экономику. Так, в 2001г. налоговая нагрузка составила 41,5% к ВВП и по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 0,7 процентных пункта. Такая динамика отражает не только реальные возможности экономики в условиях действующей налоговой системы, но и ориентацию государства на снижение налогового пресса в ближайшей перспективе.

В первом полугодии 2002г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговая нагрузка уменьшилась еще на 1,7 процентных пункта, или до 41,6% к ВВП. При этом необходимо учитывать, что в этом периоде данный показатель всегда несколько выше своего значения в целом за год. Это обусловлено ярко выраженным сезонным характером ВВП, основная часть которого за счет АПК формируется во втором полугодии при относительно стабильном поступлении налогов в течение всего года.

В 2001г. -- первом полугодии 2002г. определяющее влияние на динамику налоговой нагрузки оказало снижение доли в ВВП косвенных и прямых налогов.

Так, сокращение удельного веса в ВВП косвенных налогов и сборов привело к снижению налогового бремени в 2001г. на 1,4, в первом полугодии текущего года -- на 0,6 процентных пункта. Это обусловлено отрицательной динамикой платежей из выручки, НДС и акцизов. Основные причины такой ситуации следующие.

В 2001г. значительныо изменилась методология исчисления отчислений от выручки, в частности, совокупная ставка указанных платежей снижена с 5,75% до 4,5%. В первом полугодии текущего года эти ставки не менялись, но зато в целом по республике сократилась выручка от реализации продукции более чем на 10% в сопоставимых ценах. Это негативно отразилось на динамике поступления указанных платежей.

Изменения в методологии существенно затронули и такой важный источник доходов бюджета, как НДС. Нет сомнений, что переход к зачетному методу его исчисления привел к заметному перераспределению налогового бремени между различными субъектами хозяйствования. Так, значительно увеличился НДС у предприятий, производящих подакцизную продукцию. В то же время за счет введения нулевой ставки налога существенно снизилось налоговое давление на отечественных экспортеров. В результате в целом по республике за счет активного применения нулевой ставки НДС и возмещения в связи с этим значительных сумм налога из бюджета доля указанного платежа в ВВП начала постепенно сокращаться с 9,1% в 1999г. до 8,6% в 2001г.

Из года в год наблюдается отрицательная динамика по акцизам. Определяющую роль здесь сыграло падение налоговых поступлений по алкогольной продукции. Так, в 2001г. по водке и ликероводочным изделиям акцизы сократились на 4,3%, винам -- на 12,5%, пиву -- на 46,1% от уровня 2000 года.

Основной причиной падения суммы акцизов на водку и ликероводочные изделия стало снижение по сравнению с 2000г. ставки акциза с 4,7 евро до 3,7. Поэтому удалось остановить лавинообразное падение объемов реализации наиболее налогоемкой продукции, которое наблюдалось в 2000г. под воздействием существенно возросших ставок. Что касается снижения в 2001г. акцизов по пиву, плодовым винам и винным напиткам, то оно вызвано двумя факторами: падением объемов реализации (на 29,1% и 19,1% соответственно) и уменьшением ставок.

В первом полугодии текущего года объемы реализации подакцизной продукции продолжают сокращаться и, следовательно, снижается доля акцизов в ВВП.

За счет влияния прямых налогов и сборов налоговая нагрузка в 2001г. уменьшилась на 0,2, а в первом полугодии 2002г. -- на 1,6 процентных пункта. При этом наибольшее снижение произошло по налогам из прибыли, что обусловлено существенным "сжатием" налогооблагаемой базы.

Ситуацию с поступлением налогов из прибыли в первом полугодии 2002г. помимо продолжающегося сокращения балансовой прибыли и роста числа убыточных предприятий усугубило и снижение ставки по налогу на прибыль с 30% до 24%. В результате доля указанных платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась почти в 2 раза.

Приведенная аналитическая информация свидетельствует о сокращении в первом полугодии текущего года налогового бремени на экономику республики. Вместе с тем его уровень остается достаточно высоким, особенно в сравнении с нашим ближайшим партнером -- Россией.

В таких условиях приходится решать одновременно две разнонаправленные задачи. С одной стороны, надо ослабить налоговое давление на белорусских товаропроизводителей, создать предпосылки для восстановления ими утраченных оборотных фондов и в перспективе способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках. Нет сомнений, что в будущем такая тактика обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджет и позволит снижать налоговую нагрузку.

С другой стороны, при существенном снижении налогового бремени остро встанет проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, обеспечения республиканских и местных потребностей. Ее решение требует увеличения неналоговых поступлений, ибо сегодня иных реальных источников для компенсации потерь бюджета от снижения налогового пресса просто нет.

В частности, Россия удерживает более низкий уровень налоговой нагрузки благодаря значительной роли в бюджете неналоговых доходов, которые составляют там около 35% всех доходов бюджета, тогда как у нас этот показатель не превышает 10%.

При определении основных направлений совершенствования налоговой системы республики на будущий год ставится задача снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и унификации налоговых законодательств Беларуси и России.

В частности, уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость ухода от обширной практики индивидуальных налоговых льгот. Еще один резерв для ослабления налогового пресса -- выявление теневого сектора экономики. Назрела объективная потребность в изменении системы налогообложения тех сфер, где высок уровень налоговых сокрытий при затрудненном налоговом контроле. В первую очередь речь идет о налогообложении туристической деятельности, риэлтерских услуг, банков.

Необходимо существенно снизить или отменить наименее эффективные, нерыночные платежи из выручки, особенно негативно сказывающиеся как на финансовом состоянии большинства предприятий, так и на экономике в целом. В этом случае потери бюджета будут предельно минимальными, поскольку одновременно расширится налогооблагаемая база по другим, более эффективным налогам и сборам.

Предлагаемые меры позволят без нанесения значительного ущерба казне облегчить налоговое давление и послужат дополнительным стимулом для развития реального сектора экономики.

Табл.1

Налоговая нагрузка на экономику РБ
 
========================================================================
        1993 1994  1995  1996 1997 1998  1999  2000  2001 Iпол. I пол.
                                                          2001   2002

========================================================================
Реальная
налоговая
нагрузка на
экономику
(без учета
фонда
соцзащиты),
%    39,3  40,1  32,1  28,5  31,2  30,4  32,0  31,8  30,2  32,0  30,1
Реальная
налоговая
нагрузка
на экономику
(с учетом
фонда
соцзащиты),
%   49,6  49,4  42,6  39,2  41,9  41,1  42,4  42,2  41,5  43,3  41,6
========================================================================
 
Табл.2
Анализ структуры налоговых поступлений
============================================================
                       1998  1999  2000  2001  I пол. I пол.
                                               2001   2002

============================================================
Налоговая нагрузка без
отчислений в фонд
соцзащиты             30,4   32,0  31,8  30,2  32,0   30,1
Прямые налоги и сборы,
всего                  9,9    9,3   9,7   9,5  10,6    9,0
в том числе:                                                         
Налог на прибыль       4,4    4,9   4,4   3,8   4,7    2,9
Местные налоги
из прибыли             0,7    0,8   0,8   0,5   0,7    0,5
Подоходный налог       3,7    3,1   3,0   3,2   3,2    3,1
Единый налог с
индивидуальных
предпринимателей       ***    ***   ***   0,3   0,1    0,5
                                       
Налог на недвижимость  0,9    0,3   0,8   1,1   1,3    1,3
Прочие                 0,2    0,2   0,7   0,6   0,6    0,7
Косвенные налоги
и сборы, всего        17,7   20,1  20,4  19,0  19,7   19,1
в том числе:                                                         
Налог на добавленную
стоимость              9,2    9,1   9,0   8,6   9,6    9,4
Акцизы                 3,9    3,5   2,8   2,6   2,9    2,7
                        
Налоги с продаж        0,3    0,3   0,3   0,4   0,4    0,4
Отчисления из выручки  4,3    7,0   8,2   7,1   7,6    6,3
Прочие                 0,0    0,2   0,1   0,3   0,2    0,3
Смешанные налоги
и сборы, всего         2,8    2,6   1,7   1,7   1,7    2,1
в том числе:                                                         
Платежи от фонда
заработной платы       1,2    1,1   1,1   1,1   1,1    1,2
Отчисления на
содержание ДДУ         0,7    0,8   ***   ***   ***    ***
Земельный налог        0,4    0,3   0,2   0,3   0,2    0,3
Налоги за пользование
лесными фондами        0,1    0,1   0,1   0,1   0,1    0,1
Отчисления в фонд
охраны природы         0,2    0,2   0,1   0,1   0,1    0,4
Экологический налог
за переработку нефти   0,1    0,1   0,1   0,1   0,1    0,1
Прочие                 0,1    0,0   0,1   0,0   0,1    0,0
============================================================