$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Ботинком по кризису

05.02.2010

Группа компаний «Марко», специализирующаяся на производстве обуви и товаров кожгалантерии, за последние несколько лет стала абсолютным лидером в отрасли по объемам производства, продаж и экспорта. В 2009 г. предприятия СООО «Марко», СООО «Сан Марко», ОАО «Красный Октябрь» выпустили 3,5 млн. пар обуви — 33% общего объема производства обуви в Беларуси. Группа увеличила объем выручки на 34,7% к уровню 2008 г., до 306,5 млрд. Br.

Основной владелец бизнеса и генеральный директор СООО «Марко» Николай МАРТЫНОВ считает, что кризисные 2008–2009 гг. предоставили отечественным предприятиям легкой промышленности дополнительные возможности усилить свое присутствие на внешних рынках. Упустить шанс проще, чем его использовать, а выбор определяет успешность бизнеса.

— Николай Васильевич, что вы считаете успехом 2009 года? Какой наиболее ценный опыт приобрела группа компаний «Марко» в кризисные времена?

— Успехом считаю то, что в кризис мы устояли, несмотря на потери от девальвации российского и белорусского рубля, убытки от курсовых разниц. Кризис помог расширить присутствие на традиционных рынках с меньшими издержками. По-моему, белорусские предприятия легкой промышленности все же упустили возможности добиться большего на российском рынке в этот непростой период. Многие российские оптовые компании в это время пытались переориентироваться с размещения заказов в Китае, сократили импорт дорогой европейской обуви. А предпринятые российским правительством меры по контролю над деятельностью предпринимательских структур уменьшили «серые» поставки азиатской обуви.

В этой ситуации следовало более агрессивно навязывать партнерам свои возможности. С другой стороны, мы вправе ждать и от органов госуправления более внимательного изучения китайского опыта стимулирования экспорта, правильного выбора приоритетов.

— Будет ли в этом году реализован проект создания совместного предприятия в партнерстве с итальянской Baldinini?

— Да. Договор о совместной деятельности с Baldinini мы рассчитываем подписать в феврале. При этом мы не исключаем, что контрольный пакет акций создаваемого предприятия будет принадлежать итальянскому партнеру. Напомню, Baldinini основана в начале прошлого века в Сан Мауро Пасколи. Там расположено ее основное производство, выпускающее элитную кожаную обувь средней и высшей ценовой категории. Это одна из наиболее престижных марок в мире, отличающаяся изысканным дизайном. На рынках СНГ и Восточной Европы действует монобрендовая товаропроводящая сеть компании. Оборот Baldinini — около 50 млн. EUR в год.

В ходе переговоров с итальянской стороной мы определили, что совместное производство в Беларуси будет размещено на производственной площадке «Сан-Марко». Поскольку основу технологического парка группы «Марко» составляет итальянское оборудование, которое ежегодно обновляется, наш персонал в совершенстве владеет современными технологиями и легко освоит выпуск брендовой обуви. Планируется, что белорусско-итальянское СП в 2010 г. выпустит 50 тыс. пар элитной женской, мужской и детской обуви, а в 2011 г. — уже 100–110 тыс. пар. Все модели разработаны итальянскими дизайнерами. Производство элитной обуви потребует преимущественного использования импортного кожсырья и комплектующих. Первоначально сбытовая политика СП будет ориентирована на российский и белорусский рынки примерно в равных объемах.

Разрабатывая стратегию развития, мы пришли к выводу, что для эффективной конкуренции и на отечественном, и российском рынке нам необходимо освоить более высокую ценовую нишу. Для этого недостаточно инвестировать только в качество обуви, важно «вкладываться» в бренд, т.к. только он позволяет рассказать потребителям о наличии секретов мастерства в создании коллекций, правильном конструировании и таким образом, формировать их лояльность.

— Если верить статистике, то в 2009 г. экспорт группы «Марко» в стоимостном выражении составил более трети всех поставок обуви белорусского производства на внешние рынки. За счет чего это удалось, и каковы планы на 2010 год?

— В минувшем году мы экспортировали 52,3% произведенной продукции, на сумму 45 млн. USD, что выше уровня 2008 г. В том числе продажи головного предприятия за рубежом достигли 31 млн. USD. На протяжении последних лет поддерживается прирост экспорта на 18–20% в год.

В настоящее время мощности СООО «Марко» и СООО «Сан-Марко» работают в режиме 100-процентной загрузки, «Красный Октябрь» за счет вода в эксплуатацию нового оборудования загружен на 150% к уровню 2008 г. Мы ожидаем, что консолидированная выручка предприятий в текущем году вырастет на 10–15% к уровню 2009 г. Портфель заказов на 1-е полугодие сформирован в объеме 80% запланированного объема производства (без учета заявок фирменной торговли); юридическая и коммерческая службы предприятий ведут аудит заявок, оценивая платежеспособность контрагентов.

Если суммировать заказы российских партнеров на изготовление обуви и квоты Минторга на поставку белорусским предприятиям торговли, то получится, что портфель заказов составляет все 120% запланированной производственной программы. Однако особенность белорусского рынка в том, что отечественная розница квоты не выбирает, госпредприятия торговли не делают конкретных заказов: помодельно, в конкретном объеме. Поэтому основной объем обуви приобретают частные торговые предприятия, готовые рисковать, делать конкретные заказы и нести за них ответственность.

— Как вы оцениваете выгоды и издержки приобретения ОАО «Красный Октябрь», отягощенного чрезмерными долгами?

— Покупка этого предприятия была обоснована задачей расширения производственных мощностей. В 2009 г. за счет использования площадей «Красного Октября» группе удалось увеличить производство обуви на 14,2% к уровню 2008 г., в планах текущего года — прирасти еще на 10–12%. Если получится, то объем производства группы «Марко» достигнет 4 млн. пар, в т.ч. на «Красном Октябре» будет выпущен почти 1 млн. пар обуви. Напомню, что в 2007 г. эта фабрика выпустила лишь 24 тыс. пар обуви собственного производства, а в 2009 г. — уже 650 тыс. пар. Весь этот объем предприятие смогло продать — значит, его продукция оказалась конкурентоспособной в сегменте экономкласса. Рентабельность реализации в 2009 г. достигла 24%.

— Какие управленческие антикризисные решения реализованы на «Красном Октябре»?

— Сформирована новая команда менеджеров, которая в большей мере свободна в принятии управленческих решений и меньше зависит от давления органов госуправления. Долговая нагрузка на предприятие все еще велика. Справиться с ней можно при позитивной и интенсивной динамике развития к 2016 г. К этому сроку предприятие будет способно рассчитаться по долгам перед государством и банками.

Отмечу, что на момент покупки его основные фонды были полностью самортизированы. А в 2009 г. на техперевооружение предприятий группы «Марко» направлено около 1 млн. USD. Столько же запланировано инвестировать в 2010 г.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях