$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Борьба за транзитный рынок

22.06.2007

Беларусь начинает цивилизованно встраиваться в мировую транспортно-логистическую систему. Это заметили европейцы. Как сообщил недавно корреспонденту «ЭГ» один из руководителей Европейской ассоциации логистики г-н Нетте, эта уважаемая организация уже в сентябре 2007 г. намерена принять в свои ряды Белорусскую ассоциацию логистики «АБЕЛОГ».

В стране начинает формироваться современная транспортно-логистическая система, основой которой станут центры, состоящие из перевалочных мощностей и транспортных терминалов, отелей, банковских, таможенных учреждений, АЗС и других объектов. Один из них вскоре появится в свободной экономической зоне «Минск». Его строительством занимается резидент СЭЗ ИООО «Логистический центр «Прилесье». Учредители нового резидента — иранская инженерно-строительная компания и инвестор из Кипра. Как сообщили корреспонденту «ЭГ» в администрации СЭЗ «Минск», в стадии реализации первый этап строительства центра, который включает отвод земли, подвод коммуникаций, строительство подъездных путей, изучение потребностей в тех или иных помещениях и технологиях, необходимых для обеспечения транзитных грузопотоков.

«Прилесье» — первая ласточка. На рассмотрении в правительстве находится подготовленная Министерством транспорта и коммуникаций Концепция формирования транспортно-логистической системы, которая и оговаривает создание в Беларуси в 2008-2010 гг. целой сети транспортно-логистических центров. Как рассчитывают в Минтрансе, данная сеть предоставит комплекс транспортно-экспедиционных услуг, способных активизировать процесс перевалки грузов через Беларусь, систематизирует управление грузопотоками.

Кроме Минска, такие центры появятся в Бресте и Витебске, а потом и в других областных центрах. В перспективе все они будут связаны в единую логистическую систему. Стоимость строительства одного центра эксперты оценивают около 450 млн. USD. Предполагается привлекать для строительства транспортно-логистических центров средства частных инвесторов, выбор которых будет проводиться на тендерной основе. Интерес к реализации таких проектов в Беларуси уже проявили компании США, России, Бельгии, имеющие опыт создания и управления транспортно-логистическими центрами.

Наша страна не должна терять своей транзитной привлекательности. До сих пор, по информации госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, 75% российских грузов в Европу шло именно через Беларусь. Только за последние 4 года поток иностранных автомобилей через Беларусь увеличился в 2 раза и в 2006 г. составил 580 тыс. транспортных единиц. Автомобильный транзит грузов вырос до 7,8 млн. т, железнодорожный — 47 млн. т.

Нельзя забывать, что на рынке транзитных услуг, как и на всяком другом, существует жесткая конкуренция. Географическое положение Беларуси дает ей определенные преимущества, но его еще нужно умело использовать. Наша южная соседка — Украина, в частности, активно строит альтернативные белорусским пути транзита, стремясь максимально отвлечь на себя грузопотоки. Поэтому наша транспорно-логистическая система должна оказаться, по крайней мере, не хуже соседней. Здесь очень кстати пригодится опыт Европейской ассоциации логистики.

А еще, как считает начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Кучинский, для этого «нужны коренные изменения в законодательстве, в т.ч. нам необходим закон о концессии. Наших средств хватает только на содержание автомобильных дорог и расширение подъездов к Минску. За бюджетные деньги мы строить новые дороги не сможем». Минтранс предлагает упростить и унифицировать транспортное и таможенное законодательство, проработать вопрос об оформлении процедуры международного транзита при перевозке в рамках ЕврАзЭС грузов железнодорожным транспортом с применением единой транспортной накладной, а также ряд других мер по более свободному передвижению грузов.

В целях сокращения простоев на пунктах пропуска Министерство транспорта намерено заключить с Евросоюзом соглашение о предоставлении предварительной информации по перемещаемым товарам. В перспективе — освоение на практике новых методов транспортной логистики, разработка оптимальных логистических схем, позволяющих минимизировать транспортную составляющую в цене товара, выработка привлекательных предложений для грузовладельцев и экспедиторских фирм, дальнейшая интеграция в общеевропейскую транспортную сеть.

Тамара МАРКИНА