$

2.0301 руб.

2.2811 руб.

Р (100)

3.2314 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Торговля

Борьба за перечень

01.12.2016

Белорусские предприниматели добиваются отмены протекционистских мер, мешающих развитию бизнеса. Один из таких барьеров – обязательные ассортиментные перечни продуктов белорусского производства, которые должны быть в ресторанах, кафе и других объектах.

Такие перечни серьезно осложняют жизнь рестораторам. Например, иностранному инвестору, рассматривающему возможности вложения средств в белорусский общепит, трудно объяснить, зачем закупать 54 наименования белорусского алкоголя для бара класса люкс. Ещё сложнее убедить его, что Беларусь, не располагая собственными виноградниками, производит вина, коньяки и шампанское, которые достойно представят заведение клиентам.

Чтобы повысить качество услуг, уровень ценовой и географической доступности общепита и диверсифицировать услуги, государство решило посоветоваться с бизнесом. Распоряжением премьер-министра от 5.05.2016 № 168р была создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений по совершенствованию организации общественного питания.

Благодаря инициативе ООО «МПС-Отель» (Renaissance Minsk Hotel‎), члена комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по развитию инфраструктуры в сфере туризма и гостеприимства, были разработаны и направлены в Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложения по устранению барьеров для ведения бизнеса в сфере общественного питания. Одно из них – требование отменить ассортиментные перечни продуктов белорусского производства, обязательные для закупки объектами общепит. Предприниматели считают, что рестораны и кафе должны иметь право свободно выбирать поставщика товаров, независимо от места их производства, как это делается во всех европейских странах. По мнению АЕБ, устранение перечня плодотворно скажется на инвестиционном климате, а также позволит снизить издержки предприятий.

Постановлением МАРТ от 10.10.2016 № 35 перечни были пересмотрены. При этом существенно сокращено количества обязательных наименований продуктов по всем разделам. Например, если ранее ресторану I класса приходилось закупать 32 вида алкогольных напитков, то сейчас – 16, количество наименований продукции сократилось с 40 до 10, всех остальных – минимум вдвое.

Аналогично снизилось количество наименований для баров. При этом классификация продукции собственного производства упрощена и сокращена. Если ранее ресторатор должен был в обязательном порядке готовить 14 видов холодных блюд и закусок, 3 вида супа, 9 горячих блюд и т.д., то теперь он вправе выбирать любые наименования продукции собственного производства, предлагаемые посетителям. К примеру, ресторану I класса доcтаточно иметь 10 наименований любого из перечисленных в перечне видов продукции (скажем, 10 видов холодных блюд и закусок).

К сожалению, полностью отказаться от перечней не удалось, так как для этого требуется внести изменения в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», что является длительным процессом. Однако Ассоциация и другие участники рабочей группы продолжают настаивать на полной отмене ассортиментных перечней, так как в достижении целей развития не должно быть «полумер». Предприниматели надеются, что «быстрые» и «точечные» реформы для выхода на качественно новый уровень стимулирования общепита и привлечения в него прямых иностранных инвестиций удастся провести указом Президента.

Однако пока претензии по поводу отсутствия или несоблюдения утвержденного ассортиментного перечня являются едва ли не основной причиной приостановления работы торговых объектов и общественного питания в соответствии с Указом № 567. Вероятно, проверяющим будет нелегко отказаться от нормы, обеспечивающей столь весомую сферу их контрольной деятельности.

По предложениям «МПС-Отель» и других крупных рестораторов, МАРТ существенно изменил критерии классификации объектов общепита на рестораны, кафе, бары. В постановлении от 06.10.2016 № 32 – оставлено лишь 5 критериев (ассортимент продукции, формы и методы обслуживания, наличие форменной одежды у обслуживающего персонала, стилевое единство интерьера, мебели и сервировки и (или) отражение специализации объекта, организация потребления продукции общественного питания, товаров). При этом составляющие критериев сокращены – без детализации, излагавшейся в 8 приложениях к ныне отмененному постановлению Минторга от 29.07.2014 № 29.

Ассоциация Европейского Бизнеса приглашает заинтересованных в улучшении бизнес-климата иностранных инвесторов присоединиться к работе комитета по развитию инфраструктуры в сфере туризма и гостеприимства. Ее эксперты обещают помочь сформулировать и обосновать предложения и обеспечить их продвижение в органах государственного управления.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы