$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Борьба за перечень

01.12.2016

Белорусские предприниматели добиваются отмены протекционистских мер, мешающих развитию бизнеса. Один из таких барьеров – обязательные ассортиментные перечни продуктов белорусского производства, которые должны быть в ресторанах, кафе и других объектах.

Такие перечни серьезно осложняют жизнь рестораторам. Например, иностранному инвестору, рассматривающему возможности вложения средств в белорусский общепит, трудно объяснить, зачем закупать 54 наименования белорусского алкоголя для бара класса люкс. Ещё сложнее убедить его, что Беларусь, не располагая собственными виноградниками, производит вина, коньяки и шампанское, которые достойно представят заведение клиентам.

Чтобы повысить качество услуг, уровень ценовой и географической доступности общепита и диверсифицировать услуги, государство решило посоветоваться с бизнесом. Распоряжением премьер-министра от 5.05.2016 № 168р была создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений по совершенствованию организации общественного питания.

Благодаря инициативе ООО «МПС-Отель» (Renaissance Minsk Hotel‎), члена комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по развитию инфраструктуры в сфере туризма и гостеприимства, были разработаны и направлены в Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложения по устранению барьеров для ведения бизнеса в сфере общественного питания. Одно из них – требование отменить ассортиментные перечни продуктов белорусского производства, обязательные для закупки объектами общепит. Предприниматели считают, что рестораны и кафе должны иметь право свободно выбирать поставщика товаров, независимо от места их производства, как это делается во всех европейских странах. По мнению АЕБ, устранение перечня плодотворно скажется на инвестиционном климате, а также позволит снизить издержки предприятий.

Постановлением МАРТ от 10.10.2016 № 35 перечни были пересмотрены. При этом существенно сокращено количества обязательных наименований продуктов по всем разделам. Например, если ранее ресторану I класса приходилось закупать 32 вида алкогольных напитков, то сейчас – 16, количество наименований продукции сократилось с 40 до 10, всех остальных – минимум вдвое.

Аналогично снизилось количество наименований для баров. При этом классификация продукции собственного производства упрощена и сокращена. Если ранее ресторатор должен был в обязательном порядке готовить 14 видов холодных блюд и закусок, 3 вида супа, 9 горячих блюд и т.д., то теперь он вправе выбирать любые наименования продукции собственного производства, предлагаемые посетителям. К примеру, ресторану I класса доcтаточно иметь 10 наименований любого из перечисленных в перечне видов продукции (скажем, 10 видов холодных блюд и закусок).

К сожалению, полностью отказаться от перечней не удалось, так как для этого требуется внести изменения в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», что является длительным процессом. Однако Ассоциация и другие участники рабочей группы продолжают настаивать на полной отмене ассортиментных перечней, так как в достижении целей развития не должно быть «полумер». Предприниматели надеются, что «быстрые» и «точечные» реформы для выхода на качественно новый уровень стимулирования общепита и привлечения в него прямых иностранных инвестиций удастся провести указом Президента.

Однако пока претензии по поводу отсутствия или несоблюдения утвержденного ассортиментного перечня являются едва ли не основной причиной приостановления работы торговых объектов и общественного питания в соответствии с Указом № 567. Вероятно, проверяющим будет нелегко отказаться от нормы, обеспечивающей столь весомую сферу их контрольной деятельности.

По предложениям «МПС-Отель» и других крупных рестораторов, МАРТ существенно изменил критерии классификации объектов общепита на рестораны, кафе, бары. В постановлении от 06.10.2016 № 32 – оставлено лишь 5 критериев (ассортимент продукции, формы и методы обслуживания, наличие форменной одежды у обслуживающего персонала, стилевое единство интерьера, мебели и сервировки и (или) отражение специализации объекта, организация потребления продукции общественного питания, товаров). При этом составляющие критериев сокращены – без детализации, излагавшейся в 8 приложениях к ныне отмененному постановлению Минторга от 29.07.2014 № 29.

Ассоциация Европейского Бизнеса приглашает заинтересованных в улучшении бизнес-климата иностранных инвесторов присоединиться к работе комитета по развитию инфраструктуры в сфере туризма и гостеприимства. Ее эксперты обещают помочь сформулировать и обосновать предложения и обеспечить их продвижение в органах государственного управления.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА