$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Борьба с доходами, полученными преступным путем: новый этап

23.09.2016

Законом от 13.06.2016 № 376-З (далее – Закон № 376-З), вступившим в силу с 18 сентября 2016 г., внесены многочисленные изменения в Закон от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Используемая терминология

Существенные уточнения произведены в ст. 1 Закона № 165-З, содержащей основные термины, применяемые в данном законодательном акте, и их определения.

Так, ст. 1 Закона № 165-З дополнена следующими терминами:

блокирование финансовой операции – запрет на осуществление финансовой операции (за исключением поступления денежных (банковских, почтовых) переводов, зачисления ценных бумаг на счета «депо»), участником которой или выгодоприобретателем по которой являются организация, физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ИП), включенные в определяемый в установленном порядке перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – перечень), либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в этот перечень;

замораживание средств – запрет на распоряжение, пользование средствами (за исключением пользования недвижимым имуществом для собственных нужд), если собственником или владельцем средств являются организация, физическое лицо, в т.ч. ИП, включенные в перечень, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в перечень;

финансирование распространения оружия массового поражения – предоставление или сбор средств любым способом в целях приобретения, хранения, сбыта, использования оружия массового поражения.

При этом установлено, что сам термин «оружие массового поражения» используется в Законе № 165-З в значении, определенном законодательством об экс­портном контроле, т.е. под ним понимается ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.

С 18 сентября 2016 г. для целей Закона № 165-З из числа лиц, осуществляющих финансовые операции, исключены фондовые биржи. Соответствующие изменения внесены и в другие нормы Закона № 165-З.

При этом в перечень лиц, осуществляющих финансовые операции, дополнительно включены:

– микрофинансовые организации;

– форекс-компании, Национальный форекс-центр.

Кроме того, уточнено, что к числу лиц, осуществляющих финансовые операции, относятся организации и ИП, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента.

В то же время иные организации и ИП, оказывающие услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, перечислению, обмену и (или) хранению средств, а также лица, удостоверяющие или регистрирующие гражданско-­правовые сделки, которые также фигурировали в этом перечне, из него исключены. Другими словами, перечень лиц, осуществляющих финансовые операции, стал исчерпывающим.

И еще одно уточнение: под нерезидентами для целей Закона № 165-З теперь понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Кроме того, по всему тексту Закона № 165-З Таможенный союз заменен на Евразийский экономический союз.

Предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем

В ст. 5 Закона № 165-З уточнено, что правила внутреннего контроля, используемые для выявления попыток легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом как общих требований, устанавливаемых Совмином, так и требований к правилам внутреннего контроля, определяемых государственными органами, ответственными за контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в соответствии со ст. 16 данного законодательного акта.

Установлено, что правила внутреннего контроля должны включать в т.ч.:

порядок замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций, а также порядок информирования собственника или владельца средств, участника финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции. До принятия Закона № 376-З здесь говорилось о порядке приостановления финансовой операции;

– порядок исполнения решений органа финансового мониторинга о приостановлении и возобновлении финансовых операций в случаях, предусмотренных Законом № 165-З. Ранее это требование отсутствовало.

В ст. 6 Закона № 165-З определено, что при внутреннем контроле лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны в т.ч. регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга:

– не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции;

– при неосуществлении финансовой операции – в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения);

– при отказе от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или отказе в заключении такого договора – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений;

– при поступлении средств по международным расчетам – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов (сведений);

при замораживании средств или блокировании финансовой операции – в день замораживания или блокирования (если день замораживания или блокирования приходится на нерабочий день – не позднее рабочего дня, следующего за днем замораживания или блокирования). Ранее здесь говорилось о приостановлении финансовой операции;

– при отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, при прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений;

– при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной.

Кроме того, лица, осуществляющие финансовые операции, должны:

– принимать меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, в случаях, определенных ст. 9-1 Закона № 165-З (см. ниже), в порядке, установленном Совмином, и с учетом требований, определяемых государственными органами, ответственными за контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в соответствии со ст. 16 данного законодательного акта;

информировать орган финансового мониторинга о замораживании средств и (или) блокировании финансовых операций в перечисленные выше сроки. До принятия Закона № 376-З это требование отсутствовало.

Замораживание средств, блокирование финансовой операции, приостановление (ранее здесь упоминалось только приостановление) или отказ в осуществлении финансовой операции, отказ в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращение или приостановление оказания услуг посредством такой системы, отказ в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, отказ в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в соответствии с Законом № 165-З не являются основаниями для возникновения ответственности лица, осуществляющего финансовые операции, за убытки и моральный вред, причиненные в результате таких действий. При этом банки обязаны информировать орган финансового мониторинга обо всех перечисленных действиях, включая замораживание средств и блокирование финансовой операции.

В ст. 7 Закона № 165-З уточнено, что финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они осуществлены или нет, в т.ч. если участником финансовой операции или выгодоприобретателем по ней являются организация, физическое лицо, в т.ч. ИП, включенные в перечень, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в перечень. Ранее особый контроль требовался, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, имелись сведения об участии участника финансовой операции в террористической деятельности, о причастности его к распространению оружия массового поражения либо если участник финансовой операции находится под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения. Как такие сведения можно было получить – не уточнялось.

Согласно новой редакции ч. 6 ст. 9 Закона № 165-З по операциям с ценными бумагами в бездокументарной форме, а также с ценными бумагами в документарной форме, переданными на хранение в депозитарную систему Республики Беларусь, специальный формуляр, упомянутый выше, заполняется и пред­ставляется в орган финансового мониторинга депозитариями, осуществляющими депозитарный учет прав на ценные бумаги; по операциям с ценными бумагами в документарной форме, передача прав по которым осуществляется между резидентами, – лицом, передавшим права по этим ценным бумагам. В случае совершения сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами специальный формуляр заполняется и представляется в орган финансового мониторинга:

– организатором торговли ценными бумагами – в случае совмещения им деятельности по организации торговли ценными бумагами с клиринговой деятельностью, а также если для обеспечения расчетов по передаче ценных бумаг и денежных средств не используются услуги клиринговой организации;

– клиринговой организацией – если для обеспечения расчетов по передаче ценных бумаг и денежных средств используются услуги этой клиринговой организации.

Замораживание средств. Блокирование финансовой операции

Закон № 165-З дополнен ст. 9-1, регулирующей порядок замораживания средств и блокирования финансовой операции.

В ней, в частности, установлено, что в целях предотвращения финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения лица, осуществляющие финансовые операции, должны:

замораживать средства, собственником или владельцем которых являются организация, физическое лицо, в т.ч. ИП, включенные в перечень, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в перечень (далее – лица, включенные в перечень);

блокировать финансовую операцию, если участником этой финансовой операции или выгодоприобретателем по ней являются указанные организация либо физическое лицо, в т.ч. ИП;

информировать орган финансового мониторинга о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции в установленные сроки.

В целях реализации указанных требований лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны принимать следующие меры:

– незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня доведения в установленном порядке перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, выявить средства, принадлежащие лицам, включенным в перечень, и заморозить эти средства;

–  блокировать финансовую операцию со средствами, в отношении которых приняты меры по замораживанию;

– блокировать финансовую операцию, если в процессе идентификации установлено, что ее участником либо выгодоприобретателем по ней являются лица, включенные в перечень;

–  отказать в государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, регистрации сделки с ценными бумагами, удостоверении сделки, совершении нотариального действия, относящегося к финансовой операции, а также в заключении и (или) исполнении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме лицам, включенным в перечень;

– не реже одного раза в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов лиц, включенных в перечень, и при выявлении таких клиентов незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня выявления заморозить их средства.

Основанием для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций является исключение из перечня лица, ранее в него включенного. Если меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, были применены лицом, осуществляющим финансовую операцию, вследствие отсутствия всех необходимых идентификационных сведений о клиенте, ином участнике финансовой операции либо выгодоприобретателе и впоследствии органом финансового мониторинга либо иным компетентным органом с участием органа финансового мониторинга установлена его непричастность к террористической деятельности или распространению оружия массового поражения, основанием для отмены решения о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции будет являться соответствующее извещение органа финансового мониторинга в виде электронного документа либо на бумажном носителе, направляемое лицу, осуществляющему финансовые операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о размораживании средств и (или) разблокировании финансовой операции.

Орган финансового мониторинга

В ст. 11 Закона № 165-З, регламентирующей обязанности органа финансового мониторинга, теперь установлено, что он, в частности:

– выносит постановление о приостановлении финансовых операций (за исключением операций по поступлению денежных средств) при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, а также постановление о замораживании средств и (или) блокировании финансовых операций, если соответствующие меры не приняты лицом, осуществляющим финансовые операции. Постановление о приостановлении финансовых операций, постановление о замораживании средств и (или) блокировании финансовых операций направляются лицам, осуществляющим финансовые операции (было – в банки), в виде электронного документа либо на бумажном носителе незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения таких постановлений. Основанием для возобновления финансовых операций, приостановленных на основании постановления органа финансового мониторинга, является извещение органа финансового мониторинга в виде электронного документа либо на бумажном носителе, направляемое лицу, осуществляющему финансовые операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения. Порядок приостановления и возобновления финансовых операций органом финансового мониторинга, взаимодействия органа финансового мониторинга с лицами, осуществляющими финансовые операции, утверждается Совмином;

направляет по факту замораживания средств и (или) блокирования финансовой операции в случаях, предусмотренных ст. 9-1 Закона № 165-З, в течение 3 рабочих дней соответствующие информацию и материалы в орган уголовного преследования в соответствии с его компетенцией и информирует об этом в виде электронного документа либо в письменной форме лицо, осуществляющее финансовые операции, принявшее меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовой операции;

– направляет соответствующие информацию и материалы в орган уголовного преследования в соответствии с его компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовая операция связана с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. В случае приостановления финансовых операций такие информация и материалы направляются в орган уголовного преследования не позднее 5 рабочих дней после исполнения лицом, осуществляющим финансовые операции, решения органа финансового мониторинга о приостановлении финансовых операций, а в случае приостановления таможенным органом перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов – не позднее 5 рабочих дней после получения соответствующей информации от таможенного органа.

Контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции

Согласно изменениям, внесенным в ст. 16 Закона № 165-З, контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, в пределах своей компетенции осуществляют:

– Нацбанк – в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк раз­вития Республики Беларусь», лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в т.ч. ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний и Национального форекс-центра;

– Минюст – в отношении нотариусов, организаций, оказывающих риэлтерские услуги и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, организаций и ИП, адвокатов и адвокатских бюро, оказывающих юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента.

Госорганы, осуществляющие контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, теперь должны определять требования к правилам внутреннего контроля, в т.ч. порядок применения мер, связанных с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, с учетом общих требований и порядка, устанавливаемых Совмином, и особенностей деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ