$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БОРЬБА БЕССРОЧНАЯ ДО РЕЗУЛЬТАТА

28.09.2010

Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010–2012 годы, утвержденная Указом Президента от 23.09.2010 № 485, примет эстафету предыдущей, утвержденной Указом от 7.05.2007 № 220 на 2007—2010 гг. В ней предусматривается комплекс мер в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, включая организационно-правовые и практические меры, мероприятия по противодействию отдельным видам преступлений (экономическим, коррупционным, а также организованной, рецидивной преступности, терроризму и экстремизму). Участвовать в этих мероприятиях призваны правоохранительные и высшие судебные органы, Государственный секретариат Совета безопасности, Комитет госконтроля, Нацбанк, республиканские и местные органы госуправления. Обществу в столь важном деле отводится роль наблюдателя.

Среди ключевых мероприятий новой программы:

организация на республиканском и региональном уровнях мониторинга криминогенной ситуации и отчетности о мерах по ее улучшению, мониторинга общественного мнения о работе правоохранительных, контролирующих органов и судов, а также проблем в области организации и ведения бизнеса;

системное проведение проверок соблюдения антикоррупционного законодательства в государственных органах и иных организациях;

проработка предложений по совершенствованию законодательства о государственной службе, в т.ч. о целесообразности утверждения свода норм служебной этики государственных служащих;

подготовка предложений о дифференциации оплаты труда государственных служащих в зависимости от уровня государственных органов и степени ответственности за принимаемые решения;

принятие мер по сокращению очередности в жилищной и других материальных сферах, улучшению качества медицинского обслуживания и иных социальных услуг в целях повышения социальных стандартов жизни граждан и профилактики правонарушений;

обеспечение максимальной публичности принимаемых решений в сферах приватизации, аренды государственного имущества, государственных закупок, предоставления земельных участков, социального и служебного жилья;

выработка действенных предложений по противодействию рейдерским захватам организаций и иным злоупотреблениям в сфере предпринимательской деятельности;

разработка системы мер по стимулированию организаций, создающих рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений, в т.ч. открытого типа, и арестных домов;

оснащение правоохранительных и контролирующих органов, судов современными видами специальной техники и оборудования, внедрение в их деятельность новых программно-технических средств и информационных систем;

утверждение облисполкомами и Мингорисполкомом по согласованию с Генеральной прокуратурой ежегодных региональных программ по борьбе с преступностью и коррупцией;

принятие мер по расширению свободного доступа населения к нормативным правовым актам и иной информации правового характера.

Заметим, что право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений (и их соответствующие обязанности), о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды гарантировано нам ст. 34 Конституции. Тем не менее по прошествии двух десятков лет независимости Беларуси понадобилось принимать меры для реализации этого конституционного права.

Отметим, что по официальным данным, с 2002 г. количество ежегодно регистрируемых коррупционных преступлений постоянно снижалось. Такая тенденция объяснялась не только активизацией борьбы с коррупцией, в т.ч. усилением государственного контроля за распределением и использованием госимущества, но и повышением уровня латентности коррупционных преступлений. Видимо, последнее обстоятельство сыгралос свою роль в обескураживающей оценке зарубежных экспертов. Так, в рейтинге распространения коррупции, составляемом международной организацией Transparency International (TI), Беларусь, несмотря на обе госпрограммы, скатилась с 74 места в 2004 г. на 139-е из 180 позиций в 2009-м, разделив его с Бангладеш, Пакистаном и Филиппинами. Из европейских стран хуже дела с коррупцией, по мнению TI, только у Азербайджана (143-е место), Украины и России, разделивших 146-ю строку. По сути таков взгляд извне на ситуацию с коррупцией в нашей стране, не слишком украшающий имидж Беларуси за рубежом.

Истоки коррупции TI видит в избытке полномочий государства, слабом общественном контроле за их деятельностью, ограничении свободы слова, отсутствии независимой прессы и суда. Дополнительным стимулом для взяточничества и произвола являются запутанные и неконкретные нормы законодательства, дающие бюрократам возможность произвольного их толкования и применения. Если же граждане могут лишь созерцать деятельность чиновников и пытаться приноровиться к создаваемым ими правилам, не имея возможности повлиять на их содержание и призвать к ответу авторов, питательная почва для коррупции остается благодатной.

Вадим ЛЕБЕДЕВ