$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БОРЬБА БЕССРОЧНАЯ БЕЗ РЕЗУЛЬТАТА©

17.01.2012

Очередной старт в битве с посредниками дал Президент Беларуси Александр Лукашенко. На совещании 12 января он потребовал в течение февраля 2012 г. выработать четкие подходы к регулированию посреднической деятельности при осуществлении закупок за счет собственных средств управляемых государством предприятий и организаций.

По мнению Президента, «государство и экономика несут потери из-за того, что образовался целый паразитический слой жирующих на спекуляциях». Даже белорусский товар закупают через посредников, как будто его нельзя купить напрямую. «Эта проблема стала криминальной. Прежде всего потому, что посредники — это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей, которые закупают подобный товар, будь то белорусский или импортный», — подчеркнул глава государства, отметив, что «таких случаев у нас уйма». «Говорят, что это естественно для рыночной экономики. Может, и естественно, но я не хочу, чтобы мы половину соответствующих людей пересажали в тюрьму», — сказал Президент.

Еще недавно казалось, что государство оставило попытки одолеть посредничество. После почти 15-летних боев пала главная линия обороны — всеобщее ограничение предельной оптовой надбавки независимо от числа посреднических звеньев. Не прошло и полгода с отмены Указа от 7.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров». Эти шаги белорусские бизнесмены восприняли как необратимое согласие государства прекратить вмешательство в деятельность предприятий и серьезную заявку на приближение к рыночной экономике. Но Год предприимчивости закончился, эхо фанфар по поводу Директивы № 4 улеглось, и чиновников вновь одолели старые заботы.

Недавно Комитет госконтроля разработал проект указа, запрещающего использование посреднических схем при закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств государственных организаций, а также акционерных обществ с долей государства более 50%. Такие закупки должны осуществляться только у производителей товаров либо у их официальных представителей. Предлагается ужесточить ответственность за несоблюдение этого порядка. Однако А.Лукашенко счел, что проект имеет ряд недостатков и состоит из отсылочных норм. «Меры, конечно, жесткие. Однако при ознакомлении с этим проектом возникает ряд вопросов, — отметил Президент. — Принятие данного документа не должно парализовать экономику, но он должен быть достаточным и всеобъемлющим».

Перед авторами проекта и впрямь стояла нелегкая задача: максимально исключить участие посредников в процедурах закупок, осуществляемых за счет собственных средств юрлиц, определить, на кого именно распространяется действие указа, и одновременно не парализовать отечественную экономику. «Для крупных предприятий республики установление предлагаемого в проекте указа порядка осуществления закупок не будет шоком, поскольку такая практика во многих случаях уже есть, действуют локальные акты, определяющие требования к осуществлению закупок за счет собственных средств», — считает председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон. Он заметил, что если речь идет о небольших партиях товаров белорусского производства, то их закупка непосредственно у производителя может быть нерентабельна. «В каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Все-таки в некоторых случаях официальные дилеры должны иметь место».

Вот только найти «золотую середину» тут сложно: на все случаи жизни предписания не создашь, а регулирование в «ручном режиме» лишь даст толчок к новому витку бюрократизма, произвола и коррупции.

Правда, пытаться регулировать закупки частных предприятий государство не собирается. «Пускай частник покупает у кого угодно, — считает А.Лукашенко. — Это его деньги. Чего нам в частное предприятие лезть? Частник никогда свои деньги просто так не отдаст».

Зато «чистых импортеров» ждут нелегкие времена. Они, по мнению премьер-министра Михаила Мясниковича, «в большей степени паразитируют в качестве посредников, закупая импорт и ввозя его в страну». Так, по данным статистики, за январь–октябрь 2011 г. по основным министерствам и концернам импортировано товаров на 18,4 млрд. USD, а на внутреннем рынке у резидентов Беларуси закуплено импортных товаров еще на 6,1 млрд. По мнению премьера, тут существуют значительные резервы для оптимизации закупок. Один из вариантов — распространить нынешний механизм госзакупок, при котором приобретать товары за счет бюджетных источников разрешается только у производителей или их официальных представителей, на закупки за счет собственных средств предприятий. «Этот порядок хорошо знаком хозяйствующим субъектам и есть опыт», — отметил премьер-министр.

Действительно, опыт имеется: достаточно вспомнить постановление Совмина от 28.07.2009 № 991, требовавшее покупать товары на территории Беларуси только у производителей товаров и их официальных торговых представителей и отмененное спустя 2 дня после вступления в силу под ожесточенным давлением бизнеса. Причем не столько посреднического, сколько промышленного — ибо он увидел в этом постановлении угрозу развала значительной части сложившейся системы поставок в республике. Похоже, что теперь мы вернемся к забракованному 2,5 года назад варианту — с некоторыми коррективами в виде обещания как-то учесть специфику отраслей, обеспечить гласность и прозрачность закупок на основе конкурентных процедур.

Поможет ли тут персональная ответственность министров и губернаторов, а также ужесточение административной ответственности за нарушения в сфере закупок — тоже вопрос спорный. Тем более что, по мнению Президента, главное здесь «не столько карательная мера, сколько оптимально установить правила поведения». В то же время глава государства потребовал, чтобы КГК вместе с правоохранительными органами усилили надзор за этой ситуацией. «Меня больше всего волнует спекулятивная составляющая, — заявил Президент. — Спекулянтами здесь и правонарушителями очень часто выступают родственники, дети, друзья соответствующих руководителей. Это надо решительно пресечь».

Заметим, что за спекуляцию и сделки с аффилированными лицами у нас пока не сажают — нет такой статьи. Но это — дело наживное. Впрочем, будем логичны: если Закон «О коррупции» напрямую не будет более запрещать в Беларуси близким родственникам работать в одном госучреждении под началом друг друга, то и «шалости» в сфере закупок выглядят не так уж предосудительно. Тем более что жажда людской наживы была и остается сильнее угрозы персональной ответственности. Если государство не делится с топ-менеджерами собственностью и платит им скромное (по мировым меркам) вознаграждение, то все «недоданное» директора возьмут сами, направив финансовые потоки через подконтрольные структуры и выводя активы с помощью невыгодных условий сделок. И так будет продолжаться до тех пор, пока эти предприятия не перейдут в частные руки (если к тому времени они еще будут представлять хоть какой-то интерес).

Замечу, идеализировать ситуацию с закупками в частном бизнесе тоже не стоит. Как в Беларуси, так и во всем мире хватает случаев мошенничества в этой сфере (см., например, «ЭГ» № 97/2011, с. 24). При этом ни высокие зарплаты, ни премии акциями не гарантируют, что наемные менеджеры не поддадутся искушению получить «левый» доход. К тому же посреднические схемы активно используются компаниями для уклонения от уплаты налогов и вывода валюты за рубеж. Чтобы противостоять подобным явлениям, нужна эффективная система внутреннего и внешнего контроля. Скажем, закупки через фирмы, принадлежащие родственникам руководителей предприятий, можно вывести из тени, обязав все компании без исключения (особенно государственные) раскрывать информацию об аффилированных лицах. Соответствующая нормативная база в Беларуси имеется. Ее надо лишь усовершенствовать на основе мировой практики (включая МСФО) и добиться неукоснительного исполнения, включая раскрытие этой информации для всеобщего сведения. Важным шагом в борьбе с недобросовестным посредничеством при импорте может стать механизм контроля за трансфертными ценами, введенный в Беларуси с 1.01.2012 г., — при надлежащем применении.

С другой стороны, все крупные корпорации в мире работают через многозвенные глобальные и региональные дилерские сети, позволяющие оптимально распределять расходы на реализацию, в т.ч. логистику, маркетинг, рекламу и т.п. Такие посредники — неотъемлемая часть экономического механизма. Но гибкие рыночные методы туго приживаются в административно-командном климате. Чиновникам кажется более простым и надежным путь запретов и ограничений, который на поверку обычно оказывается наименее эффективным и наиболее коррупционным…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях