$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Болтать надо меньше

20.02.2009

Согласно предварительным данным ГТК, в прошедшем году Беларусь увеличила по сравнению с 2007 г. импорт мобильных телефонов на 71%, до 749,8 тыс. шт. В денежном выражении наши соотечественники потратили на покупку новых аппаратов 58,6 млн. USD, что на 49,5% больше, чем в предыдущем году. Тем не менее реальные объемы реализованных моделей наверняка значительно выше.

По официальным данным, наибольшее число телефонов ввезено из Китая — 373,4 тыс. шт., Кореи — 242 тыс., Венгрии — 108 тыс. Анализируя эти цифры, эксперты утверждают, что объем «черного» импорта значительно больше. Порядка 75% трубок нельзя отнести к категории «белых». Более того, в ближайшее время показатель рискует вырасти еще (финансовые проблемы создают благодатную почву желающим торговать из-под полы), что может привести к потерям бюджета в 2009 г. более чем в 100 млн. USD.

Эти цифры взяты не с потолка. Недостаточная борьба с «контрабандными» поставками отчетливо видна, если взглянуть на данные за 2008 г. по росту клиентов компаний мобильной связи. Life:) в 2008 г. увеличил абонентскую базу на 27,2% (более чем 50 тыс. новых пользователей), МТС прирос на 520 тыс., ИП «Велком» на 740 тыс., DIALLOG (СП «БелСел») на 12 700. Как видим, официальный импорт перекрыт почти в два раза. Если же учесть еще пользователей, сменивших телефон на более современный (по разным оценкам, это от 500 тыс. до 1 млн. трубок), то картина получается и вовсе невеселая.

Учитывая активную борьбу GSM-операторов друг с другом, вряд ли стоит ожидать снижения потока «контрафактной» продукции. Один лишь Life:), предложив на год бесплатные разговоры внутри сети, планирует за 6 месяцев отвоевать треть рынка. Его конкуренты без боя позиции не сдают и также рекламируют удобные тарифные планы. Благодаря подобной агрессивной политике многие соотечественники уже приобрели по два телефона.

Всего по итогам 2008 г. число абонентов сотовой связи в Беларуси достигло 8,1 млн. человек. Но как отметил недавно на пресс-конференции замгенерального директора по коммерческим вопросам СООО «МТС» Артем Васильев, уже в 2009 г. уровень проникновения увеличится с 84% до 93%. Спрос рождает предложение, импорт неминуемо вырастет, в т.ч. и нелегальный.

Вряд ли государство будет мириться с подобной ситуацией. Особенно в свете того, что в 2008 г. появилось два сборочных производства телефонов. «Промсвязь» выпускает Евротеф-М, ОДО «ЭлСиДи» сервис» — Veon. Если первое предприятие заняло свою узкоспециализированную нишу, то «ЭлСиДи» анонсировало на 2009 г. план поставок в 80 тыс. аппаратов (а в более отдаленном будущем — завоевание 5-10% внутреннего рынка) Так, в госорганах заявляют об ожидаемом ужесточении тарифного регулирования импорта; планируется также принятие законодательного акта, предусматривающего обслуживание только легально ввезенных телефонов (единая база IMEI-кодов) и т. д.

Впрочем, по мнению участников рынка, наибольший эффект дадут не запреты, а поддержка легального бизнеса. В частности, официальные дилеры, приветствуя снижение на 10% налога с продаж, ратуют за его полную отмену (основной довод: отсутствие аналогичного платежа в других европейских государствах), а также за снижение сроков сертификации товара (пока телефон проходит все необходимые процедуры, покупатель приобретает новинку на «черном» рынке).

В случае, если вышеописанные предложения будут приняты, доля «серого» и «черного» импорта снизится на 15-30%, как это произошло в России. Там, создавая трудности поставщикам «серой» продукции, одновременно нулевыми ввозными пошлинами (налоговые потери компенсировались возросшим НДС) стимулировали легальную торговлю, что сбило цену на 5-10%. Последнее не могли не заметить покупатели.

Пока же «левые» телефоны как минимум на 30-40% дешевле, чем в магазинах и салонах сотовой связи, а аппараты премиум-сегмента из-за высокого уровня налоговой нагрузки вообще могут быть нерентабельными.

Как видим, у правительства есть два варианта. Первый — усилить борьбу с «черными» и «серыми» поставщиками. Но в таком случае пострадает потребитель, вынужденный платить за понравившуюся модель от 20 до 50% больше. Второй — помочь официальным дилерам, которые, снизив цены и увеличив линейку продукции, станут более конкурентоспособными. Отметим, что последние в приватных беседах предпочитают рыночные методы стимулирования…

Антон БОЙКО