$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

Большой квартальный отчет: сравним отчетные показатели с обстановкой на местах

17.03.2017

Большой квартальный отчет: -- сравним отчетные показатели с обстановкой на местахТенденции и ситуацию в экономике Беларуси обсудят на расширенном отчете правительства перед главой государства. Подготовка к данному мероприятию, которое планируется провести после получения данных за I квартал текущего года, была обсуждена 14 марта на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко.

По словам Президента, в настоящее время заявляется о положительных темпах и динамике в экономике страны. «Чтобы точно убедиться, есть ли эта динамика, нам нужен какой-то период для анализа, – сказал глава государства. – Нам надо взять первый квартал и организовать этот отчет».

Таким образом, происходящие процессы можно будет объективно анализировать не только исходя из итогов 2016 года, но и имея статистические данные о работе различных секторов экономики в I квартале текущего года. «Мы можем спрогнозировать и посмотреть, как у нас развиваются события. Я откровенно об этом говорю, чтобы не случилось так, что мы где-то покритикуем изрядно правительство, примем какие-то меры по правительству, а на самом деле динамика положительная», – отметил А. Лукашенко.

Напомним, в соответствии с постановлением Совмина от 8.12.2016 № 1008 ключевыми показателями эффективности работы правительства и Нацбанка в I квартале текущего года является достижение ВВП уровня 99,6% к январю–марту 2016 г., производительности труда по ВВП – 99,7%, экспорта товаров и услуг – 100,8%, сальдо внешней торговли – -0,2% к ВВП, прямых иностранных инвестиций на чистой основе – 430 млн. USD, реальных располагаемых денежных доходов населения – 99,5% к I кварталу 2016 г. Пока итоги января–февраля не дают оснований для бурного оптимизма. Спад в экономике продолжается, но всегда можно найти отдельные показатели, свидетельствующие об улучшении ситуации, – пусть даже в виде снижения темпов спада. К тому же в свое оправдание критикуемое правительство не преминет сослаться на объективные трудности, включая ситуацию в мировой торговле и происки российских недоброжелателей, упорно «недоливающих» нам в последнее время нефти. Главное – не увязывать слишком тесно плюсы с минусами, а причины – со следствиями. Зато в свой актив правительство вполне может записать успехи в борьбе с инфляцией и спокойствие на валютном рынке.

Впрочем, если отдельные показатели не выходят на заданный уровень, то критика у нас обычно не выходит за рамки устных предупреждений и обещания рассмотреть, как исправляется ситуация к следующей отчетной дате: по итогам полугодия, 9 месяцев, года в целом.

Обещано, что предстоящий отчет состоится в непривычно расширенном формате. На него планируется пригласить более 300 человек. В частности, большее представительство глава государства хочет видеть со стороны вертикали власти в регионах, директоров предприятий, т.е. людей, которые «видят и знают обстановку на местах». Это, возможно, даст определенный эффект, если приглашенные получат возможность откровенно поделиться своим знанием обстановки с руководством страны. Ему наверняка будет полезно услышать, как на самом деле обстоят дела на конкретных предприятиях и о чем думают люди в регионах, реальны ли спущенные свыше задания и каковы последствия ранее принятых решений. Тогда, вероятно, и выводы могут последовать более конкретные и обоснованные.

Если же приглашенные окажутся лишь массовкой, обеспечивающей ил­люзию «представительства с мест», то предстоящее мероприятие будет скорее эффектным, чем эффективным. Зато собранные «вертикальщики» и директорат получат очередной заряд уверенности в незыблемости ранее утвержденного курса и правильности действующей социально-экономической модели, а также стандартный пакет дисциплинарных требований.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН