Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
14.09.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ©

Похоже, впервые за последние 20 лет в умах чиновников высшего ранга возникло понимание того, что малый и средний бизнес должен стать ключевой движущей силой для роста белорусской экономики. По крайней мере, об этом говорил министр экономики Николай СНОПКОВ, выступая с докладом на одном из августовских заседаний Совмина, где рассматривался проект прогноза социально-экономического развития республики на 2013 год.

на малый бизнес

Похоже, впервые за последние 20 лет в умах чиновников высшего ранга возникло понимание того, что малый и средний бизнес должен стать ключевой движущей силой для роста белорусской экономики. По крайней мере, об этом говорил министр экономики Николай СНОПКОВ, выступая с докладом на одном из августовских заседаний Совмина, где рассматривался проект прогноза социально-экономического развития республики на 2013 год.

Минэкономики ставит целью к 2015 г. повысить вклад малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП до 30%, т.е. примерно утроить его по сравнению с текущим показателем. Напомним, в 2010-м удельный вес этого сектора в экономике составил лишь 12,4%, увеличившись по сравнению с 2009-м на символический 1 процентный пункт.

Повернуться лицом к частникам заставляет переосмысление пройденного пути. В своем докладе министр обращает внимание на существенное замедление прироста белорусской экономики на единицу инвестиций в последние годы. Средства не были направлены на изменение технологической структуры производства. Как результат, удельный вес сложно-технической продукции в структуре экспорта упал с 40,4% в 2007 г. до 34,8% в 2011-м, а по итогам текущего года может и вовсе составить 29,6%. По многим товарным позициям Беларусь сократила рынки сбыта, сконцентрировавшись преимущественно на одном — российском. С 2006 г. география экспорта тракторов сузилась с 73 до 47 стран, грузовых автомобилей — с 42 до 24, шин для грузовых автомобилей — с 57 до 47, прицепов с 37 до 29, обуви — с 22 до 18. И даже поставки на российский рынок, бурно выросший на нефтедолларах, не смогли угнаться за спросом, в результате чего наша доля в импорте соседней страны за 10 лет упала в два раза — с 11 до 5%.

Очевидно, отечественной экономике с преимущественно государственным лицом в прежние годы было не до технологического прорыва, поиска инноваций и других атрибутов долгосрочной конкурентоспособности на глобальном рынке. Обремененные показателями роста (совсем недавно ставшими индикативными, а кое-где и по сей день остающимися де-факто директивными), предприятия были вынуждены сосредоточиться на пресловутом вале и тех рынках, где они уже смогли как-то закрепиться. Теперь же Н.Снопков вынужден констатировать, что «выгоды от участия в ЕЭП (цены на энергоносители, доступ к огромному рынку) мы уже имели в той или иной степени в рамках Таможенного союза, но не сумели воспользоваться ими с максимальным эффектом». Страна начинает терять в конкурентоспособности даже по сравнению со своими союзниками — Россией и Казахстаном, где созданы более благоприятные институциональные основы для развития бизнес-среды. К слову, в этих двух странах доля наиболее гибкого к конъюнктуре и восприимчивого к инновациям сектора МСП составляет порядка 30% от ВВП, а в наиболее развитых западных экономиках — достигает 80–90%.

Теперь у чиновников Минэкономики созрела уверенность, что предпринимательство должно стать приоритетом государственной политики, и ему необходимо оказывать более решительную поддержку. В частности, впервые предложено внедрить систему безвозмездного и безвозвратного финансирования инвестпроектов МСП, а также начать долевое финансирование расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Данную функцию могут возложить на Банк развития, присоединив к нему Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства.

Н.Снопков настаивает на более дисциплинированном выполнении п. 98 Директивы № 4, согласно которому на развитие предпринимательства должно расходоваться не менее 1% местных бюджетов. Помочь чиновникам найти применение зарезервированным средствам должен разработанный Минэкономики проект изменений в Указ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», дающий облисполкомам право выделять для создания частных производств гранты в объеме до 20 тыс. USD.

Эта мера, впрочем, называется министром как краткосрочная, а к долгосрочным, наконец, отнесена малая приватизация. Правда, начать ее предлагают с бросовых активов, приняв программу реструктуризации убыточных и устойчиво неплатежных госпредприятий. Кроме того, в очередной раз звучит предложение усовершенствовать процедуры передачи и продажи неиспользуемого госимущества. Пока, по мнению министра, проблемы и недоработки есть везде — начиная от информационного сопровождения продажи объектов недвижимости и заканчивая завышенными техническими условиями по реконструкции, строительству и введению в эксплуатацию.

Предложенные меры в сочетании с принятым в мае Декретом Президента от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» дадут толчок к развитию производственного предпринимательства и обеспечат к 2015 г. увеличение доли МСП в ВВП до 30%, полагают в Минэкономики.

Однако, подобный подчеркнутый оптимизм настораживает. Ведь для достижения обозначенных рубежей частному бизнесу Беларуси придется за 3 года сделать трехкратный рывок в своем росте. Такого еще не знали ни «тигры» Юго-Восточной Азии вроде Сингапура и Гонконга, ни тем более «тяжеловесы» Старого и Нового Света. Достижение подобной сверхзадачи может быть сопряжено только с революционным улучшением делового климата в стране, популяризацией духа предпринимательства, повышением бизнес-компетенций, и, что самое главное, — с обеспечением обильного и дешевого финансирования.

Пока же республика не продемонстрировала прорыва ни по одному из перечисленных составляющих. В большинстве международных рейтингов Беларусь остается на уровне стран третьего мира, преимущественно Африки. Оценки своих экспертов из бизнес-союзов — тоже не самые лестные: повсеместно сохраняется протекционизм госпредприятий, неравный доступ к сырью и материалам, продолжаются попытки властей вмешиваться в работу частных фирм. С популяризацией предпринимательского духа тоже как-то не очень складывалось, а рост компетенции действующих бизнесменов в большей степени оставался их собственной проблемой. О доступном финансировании пока говорить тоже не приходится. Не пытаясь спрогнозировать динамику ставки рефинансирования Нацбанка, определяющей стоимость банковского кредитования, обратим внимание лишь на предложенный Минэкономики объем субсидий — 20 тыс. USD на заявителя. Скорее всего, этих денег не хватит предпринимателю даже на организацию выпуска простейших товаров. Тем временем программа развития промышленного комплекса на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622, предполагает создание в стране не менее 400 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. По расчетам авторов программы, на это потребуется порядка 70,6 млрд. USD, или примерно 176 тыс. USD на одно рабочее место.

Психологи, однако, советуют не огранчивать свои мечты о будущих достижениях, ведь положительные мысли в конечном итоге помогают идти вперед. С этой позиции большие надежды Минэкономики на МСП уже должны стать серьезной движущей силой для его развития.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений