$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Большие надежды на «малых» экспортеров

16.09.2008

Специалисты настойчиво призывают расширять экспортную базу. Нефтепродукты и минеральные удобрения не всегда могут быть объектами наращивания поставок.

Анализ результатов внешней торговли показывает, что Беларусь активно участвует в международном разделении труда. Но за высокими количественными показателями скрывается низкий качественный уровень структуры экспорта. По-прежнему основная доля зарубежных поставок приходится на несколько десятков предприятий-гигантов, которые еще в советские времена обеспечивали потребности всего Союза. Между тем их возможности снижаются. В то же время доля белорусского высокотехнологичного экспорта меньше 3%. Все это констатировали участники недавнего круглого стола «Экспорт: возможности и вызовы», организованного Международной финансовой корпорацией.

Около половины поставляемой за рубеж продукции составляет товарный ряд нефтехимического комплекса. Да, сейчас Беларусь имеет возможность зарабатывать на нефтепродуктах. Но рассчитывать на то, что мы всегда сможем это делать, не приходится, отметил на заседании председатель правления БСПН им. С.Кунявского Георгий Бадей. По его словам, мы должны искать варианты переработки собственных сырья и материалов, используя интеллектуальный потенциал нации, превращать их в конкурентоспособный товар, востребованный на внешних рынках.

Участники круглого стола считают, что большой резерв развития экспорта имеют малые предприятия за счет своей мобильности и оперативного реагирования на изменения условий рынка. Сегодня доля малого бизнеса в общем объеме экспорта лишь 7%. Республика может предложить зарубежным потребителям гораздо больший ассортимент, по которому есть конкурентные преимущества и переизбыток производства на внутреннем рынке. К примеру, холодильники и морозильники, мясная и молочная продукция, строительные материалы.

Пока мы в основном ориентируемся на российский рынок. Однако, по мнению участников семинара, производителей, в первую очередь продовольственных товаров, здесь ожидает немало преград.

Во-первых, белорусский экспорт занимает на российском рынке нишу товаров для населения с низкой покупательской способностью, отмечает профессор кафедры организации и управления БГЭУ Владимир Руденков. В ближайшее время белорусов ждет обострение конкуренции с производителями из Турции и Юго-Восточной Азии. Их продукция еще дешевле и не менее качественная.

Во-вторых, российскую территорию многие страны рассматривают как площадку для размещения своих производственных мощностей. В этом есть опасность для белорусского машиностроения, неконкурентоспособного на западноевропейских рынках. «После того как Китай построит в России тракторные заводы, МТЗ может потерять существенный кусок своего рынка сбыта», — предупреждает В.Руденков.

Процесс уже начался. Если в 2002 г. отечественная продукция была востребована в России по 41 позиции, то в прошлом году — по 36. Снижение конкурентоспособности отмечено на рынках мебели, изделий из кожи, в мукомольной промышленности и др.

На альтернативный рынок стран ЕС мы до сих пор поставляем главным образом сырье. Прорваться туда с чем-то иным непросто, а с начала следующего года станет еще сложнее. С 1 января 2009 г. вступают в силу поправки безопасности к Таможенному кодексу ЕС. В соответствии с ними вводится норма о предварительном уведомлении ввозимых в страны Евросоюза товаров. Таким образом, Европа будет досконально изучать ассортимент продукции, представленной на рынке. Наверняка последуют некоторые выводы. И белорусские производители к преодолению такого барьера должны быть готовы.

Алексей ГУЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях