$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ИНТЕГРАЦИИ©

27.03.2015

 

В Беларуси подготовлен проект новой редакции Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», направленный на совершенствование законодательства в этой сфере, приведения его в соответствие с интеграционными обязательствами по Договору о ЕАЭС и действующей практикой.

Проект расширяет понятие госзакупки, под которой будет пониматься приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, иных средств, в случаях, предусмотренных Совмином, а также отношения, связанные с исполнением договоров, заключенных по результатам проведенных процедур. Включение в число источников «иных средств» расширяет возможности осуществления закупок на конкурентной основе.

Расширяется и сфера действия Закона: помимо исполнения договоров, заключенных с выбранными по итогам процедур поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в нее включили и процесс планирования госзакупок.

Изменяется определение такого понятия, как комиссия, которая в проекте стала коллегиальным органом, создаваемым заказчиком (организатором) для организации и проведения процедур госзакупок, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Если сегодня заказчик (организатор) обеспечивает включение в состав комиссии специалистов в области предмета госзакупки, то законопроект предлагает включение в нее преимущественно лиц, прошедших профессиональную подготовку или повышение квалификации в сфере госзакупок, и только при необходимости — лиц, обладающих специальными знаниями в области предмета госзакупки.

Предлагается отказаться от требования ежегодной замены заказчиком (организатором) не менее 1/3 состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя. Как показала практика, многие организации, особенно малочисленные, не в состоянии выполнить эту норму. Поэтому периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур госзакупок, а также назначение членов таких комиссий заказчики (организаторы) смогут устанавливать самостоятельно.

Изменится определение однородных товаров (работ, услуг), под которыми в проекте понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному виду ОКРБ «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (вводится в действие с 1 января 2016 г.). Напомним, сегодня понятие однородности товаров (работ, услуг) отождествляется с подвидом ОКРБ «Промышленная и сельскохозяйственная продукция».

Организатор наделяется правом организации и проведения процедур госзакупок не только от имени заказчика, но и от своего собственного. При этом в проект включен порядок определения организатора, его взаимодействия с заказчиком, которые сегодня регламентируются Указом Президента от 31.12.2013 № 590.

Существенно ограничивается круг экспертов, которые могут привлекаться в ходе организации и проведения процедур госзакупок. Так, ими не могут быть физические лица, являющиеся должностными лицами или работниками заказчика (организатора), осуществляющего проведение процедуры госзакупки, имеющие имущественные интересы в заключении договора, в отношении предмета госзакупки которого проводится экспертиза.

В новой редакции излагаются требования к ведению списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок. В него предполагается включать информацию об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов, а также лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юрлица, включенного в такой реестр. Срок действия запрета на участие в процедурах госзакупок неблагонадежных поставщиков может быть увеличен с одного до двух лет со дня включения в список.

Планированию государственных закупок в проекте посвящена отдельная глава. В частности, предлагается сдвинуть последнюю дату размещения на официальном сайте годового плана госзакупок — с 8-го на 1 марта, а размещение изменений в годовой план — сократить с 15 календарных до 10 рабочих дней со дня их принятия.

Вводится разновидность открытого конкурса — двухэтапный и конкурс с ограниченным участием, что предусмотрено приложением № 25 к Договору о ЕАЭС. Определены условия их выбора и особенности порядка проведения.

Расширяется понятие конкурсных документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в открытом и закрытом конкурсах, в которых содержатся требования к предложению участника, а также условия и порядок проведения этих процедур.

В случае если предметом госзакупки является товар, предложение участника должно содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным конкурсными документами, и указание (при их наличии) на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, а также наименование страны происхождения товара.

Вместо ограничения максимального размера конкурсного обеспечения, которое может устанавливать заказчик для исполнения обязательств (сегодня это 3% от цены предложения) предполагается ввести верхний предел — 5% от начальной (максимальной) цены договора. С 30 до 20 календарных дней сократятся минимальные сроки для подготовки и подачи предложений для участия в открытом и закрытом конкурсах.

В целях повышения эффективности расходования госсредств требования по составлению и размещению приглашений для участия в процедурах госзакупок дополнены нормой, согласно которой при невозможности определения объема подлежащих выполнению работ по техобслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических, медицинских и образовательных услуг, услуг общепита, переводчика, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, по проведению оценки гостиничных услуг, в приглашении, конкурсной и аукционной документации, документах процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) должен будет указывать ориентировочную стоимость запчастей к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в них также должно быть указано, что оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из фактически выполненного объема, по цене каждой запчасти к технике, оборудованию исходя из количества запчастей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения договора, но в размере, не превышающем ориентировочную стоимость госзакупки.

Договоры между заказчиком и участником — победителем процедуры будут заключаться в форме электронного документа. Допускается проведение между сторонами переговоров по снижению цены предмета госзакупки.

Договоры на создание нескольких произведений литературы или искусства, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, на оказание услуг в сфере образования, по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, по организации отдыха детей и их оздоровления, в т.ч. по предоставлению путевок, разрешается заключать с несколькими участниками процедуры. При централизации госзакупки допускается заключение договоров с участником-победителем несколькими заказчиками.

Заключенный договор, изменения к нему, а также результаты его исполнения в соответствии с проектом подлежат размещению в реестре договоров, заключенных по результатам проведения процедур госзакупок. Порядок его формирования и ведения определяется уполномоченным госорганом, а порядок исполнения обязательств заказчиков по оплате за счет средств бюджета и (или) государственных внебюджетных фондов — бюджетным законодательством.

Расторжение договоров, заключенных по итогам процедур госзакупок, в соответствии с проектом допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны договора от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством, а также заказчиком в одностороннем порядке, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует квалификационным требованиям к участникам, предусмотренным документацией о госзакупке, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему победить.

Михал СТЕЛЬМАК