Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Больше трех не собираться

Пунктом 1.1 Декрета от 2003-01-27г. N 4 установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) с привлечением для этого не более 3 физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров...
Пунктом 1.1 Декрета от 2003-01-27г. N 4 установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) с привлечением для этого не более 3 физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров. Проанализируем данную норму применительно к различным ситуациям, которые могут возникнуть в работе предпринимателя.

Три вопроса без ответов

1. Ограничения, установленные Декретом, касаются только случаев привлечения физических лиц для занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Декрет не запрещает ИП привлекать физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров вне предпринимательской деятельности, например домашних работников или граждан для ремонта квартиры и т.п. Однако в ряде случаев неясно, что понимается под привлечением граждан для занятия предпринимательской деятельностью: фактическое выполнение работником трудовых или гражданско-правовых обязанностей или же формальное наличие договора. К примеру, возможна ситуация, когда кто-то из "роковой" тройки болеет или берет отпуск, скажем, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С одной стороны, трудовые отношения с таким работником не прекращаются. Значит, если предприниматель временно наймет кого-нибудь для выполнения обязанностей временно же отсутствующего работника, то формально у него появится четвертый сотрудник. С другой стороны, отсутствующий работник не занимается предпринимательской деятельностью, поскольку находится в отпуске или на больничном, поэтому замена не будет нарушением Декрета. Второй подход представляется более обоснованным с точки зрения п.1.1 Декрета. Но предпринимателям все-таки лучше дождаться ответа на этот вопрос в нормативных правовых актах.

2. Декрет не делает никаких различий для разновидностей трудового договора. Так ограничение по количеству привлекаемых физических лиц не зависит от срока трудового договора (срочный, заключенный на неопределенный срок, на время выполнения определенной работы и пр.).

Не учитывается также, является ли работа у ИП основной для физического лица или по совместительству. То есть предприниматель, наняв двух работников, не может принять на работу еще двух по совместительству на неполный рабочий день.

3. Больше всего вопросов вызывает упоминание в Декрете гражданско-правовых договоров. Дело в том, что Гражданский кодекс регулирует множество типов договоров, но заключение каких из них будет считаться привлечением физических лиц для занятия предпринимательской деятельностью -- неясно. Скорее всего, установленное Декретом ограничение относится к договорам подряда с физическими лицами на выполнение различных работ, связанных с осуществляемой деятельностью (например, договор подряда на выполнение работ по разгрузке товара и т.п.). Но как быть, если предприниматель заключает договор подряда с другим предпринимателем, к примеру, на ремонт офиса или автомобиля, используемого для доставки товаров? Формально в таких случаях предприниматель вступает в договорные отношения с физическими лицами, но какими критериями руководствоваться для определения, связано ли выполнение упомянутых работ с занятием предпринимательской деятельностью?

Непонятно также, запрещает ли Декрет предпринимателям заключать разовые договоры на перевозку грузов, договоры займа, аренды и т.п. Ограничивает ли Декрет число одновременно привлекаемых граждан или же речь идет о каком-то периоде? Например, в одном месяце предприниматель заключил договор перевозки своего товара с одним предпринимателем, в следующем -- с другим. Как установить, привлекался ли предпринимателем в целом за определенный период времени один работник или несколько? К сожалению, Декрет также не разрешает данной проблемы.

Почем второе рождение?

Следует обратить внимание на то, что Декретом установлены ограничения только на привлечение физических лиц. Поэтому в некоторых случаях предприниматель просто заменит их организациями.

Пожалуй, наиболее удобной с точки зрения процедуры и затрат на создание является такая организационно-правовая форма коммерческой организации, как унитарное предприятие (УП). Однако обойдется предпринимателю такое перерождение недешево. Для удобства расходы приведем в евро.

Итак, согласно Положению о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утв. Декретом от 2002-12-17г. N 29) минимальный уставный фонд УП составляет 800 евро. Его надо полностью сформировать на момент государственной регистрации деньгами или другим имуществом.

Плата за регистрацию составит максимум 60 евро. Услуги нотариуса по заверению устава обойдутся еще примерно в 25 евро.

После госрегистрации УП необходимо оплатить изготовление печати, получение извещения о присвоении УНН и его дубликата, заплатить нотариальную госпошлину за свидетельствование копий свидетельства о государственной регистрации, копий устава, подписи на банковских карточках -- еще около 80 евро.

Поскольку большое количество видов деятельности в настоящее время подлежит лицензированию, можно планировать расходы предпринимателя на получение лицензии (а то и нескольких) в размере 90 евро (например, лицензии на оптовую и розничную торговлю). Если какие-то лицензии предприниматель имел, ему придется получать новые.

Таким образом, минимальные расходы на создание унитарного предприятия составляют порядка 1100 евро (в этой сумме не учтены возможные расходы по оплате услуг юриста, эксперта-оценщика, по переоформлению других документов, связанных с деятельностью предпринимателя и выданных на его имя).

Для ведения бухгалтерского учета деятельности новому предприятию потребуется бухгалтер. Если допустить, что объем его работы будет небольшим, да к тому же бухгалтер попадется нежадный или просто начинающий, постоянные расходы на оплату его труда составят до 100 евро. Разумеется, Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" допускает ведение учета самим руководителем, но для этого надо знать наше сложное и запутанное бухгалтерское и налоговое законодательство.

Плюсом частного унитарного предприятия является возможность получения юридического адреса в жилом помещении (квартира, жилой дом) физического лица -- собственника имущества предприятия. Помещение должно принадлежать учредителю на праве собственности, а также должно иметься согласие всех совершеннолетних членов семьи учредителя. Правда, при этом производственная деятельность (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением этого предприятия, не допускается без его перевода в нежилой фонд. В придачу коммунальные услуги придется оплачивать по тарифам, установленным для субъектов хозяйствования.

Если предприниматель не сможет выполнить такие требования, ему необходимо изыскать средства для оплаты дополнительных расходов по аренде и содержанию помещения.

С большой долей уверенности можно предвидеть и увеличение налоговой нагрузки. Пожалуй, для многих предпринимателей именно этот аргумент станет решающим при выборе между продолжением деятельности после создания коммерческой организации или ее прекращением. Ведь для многих она станет просто нерентабельной.

Значительно усложнится и порядок приобретения иностранной валюты. Организация сможет это сделать только в порядке, установленном Правилами совершения валютно-обменных операций банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутреннем валютном рынке РБ, утв. правлением Нацбанка от 2002-01-31г. N 16. Придется подтверждать право покупки валюты внешнеторговым договором с нерезидентом, предусматривающим расчеты в иностранной валюте. А при покупке валюты для оплаты расходов, связанных с поездками за границу, потребуется представить приказ о направлении сотрудников в служебную командировку, расчет суммы в валюте, причитающейся к получению командируемым лицам. Причем использоваться купленная валюта должна исключительно по целевому назначению в течение 45 дней под угрозой суровых санкций.

* * *

Так что вряд ли можно ожидать массовой перерегистрации предпринимателей в коммерческие организации. Пойдет ли ужесточение требований к их деятельности на пользу нашей экономике -- покажет время.