$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БОЛЬШЕ СБОРОВ И КОНТРОЛЯ©

14.07.2015

Очередным этапом ужесточения экологического законодательства в Беларуси станет Указ от 8.07.2015 № 314, которым вносятся изменения в Указ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313).

Основные положения Указа № 314 вступают в силу с 1 октября 2015 г. Для некоторых видов отходов ужесточаются критерии (по объему, количеству или массе отходов), позволяющие субъектам хозяйствования не исполнять положения Указа № 313. Таким образом, существенно расширяется база взимания платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

В частности, нормы Указа № 313 по созданию собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления либо заключению с оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами соответствующего договора с внесением указанной платы, как и сейчас, не будут распространяться на производителей в части произведенных масел, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок при условии использования для их производства не менее 30% отработанных ресурсов.

Производителям полимерной упаковки, чтобы избежать взимания платы, до сих пор тоже было достаточно использовать для производства не менее 30% любых отходов пластмасс. С 1 октября это освобождение станет возможным только в части произведенных изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной упаковки при условии использования для их производства не менее 30% отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, которые произведены на территории Беларуси с использованием не менее 70% отходов пластмасс.

Есть изменения и по отходам стеклянной упаковки, произведенной и реализованной в Беларуси и (или) ввезенной производителями и поставщиками. В настоящее время требования к ним, предусмотренные Указом № 313, считаются исполненными за соответствующий отчетный период при условии представления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, а также обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования с применением собственной системы сбора отходов не менее 35% отходов от общего количества произведенной и реализованной в Беларуси и (или) ввезенной производителями и поставщиками стеклянной упаковки (с 2017 г. — не менее 40%, с 2020 г. — не менее 50%). С 1 октября эти лимиты повышаются до соответственно 50%, 60 и 70%.

В указанный объем (количество, массу) можно включать любые собранные с применением собственной системы сбора отходы стеклянной упаковки, а также многооборотной стеклянной упаковки независимо от того, кто ее произвел и реализовал в республике и (или) ввез.

Минжилкомхоз будет самостоятельно устанавливать порядок выплаты компенсации юридическим лицам и ИП расходов по сбору на территории Беларуси отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки (при условии ее повторного использования в республике), а также порядок и условия выбора получателей средств на реализацию мероприятий, предусмотренных Указом № 313. В настоящее время эти правила устанавливает Совмин. Средства, направленные оператором получателям на выплату компенсации или на указанные мероприятия, могут быть использованы последними только на эти цели.

Такая компенсация должна выплачиваться (при выполнении определенных Указом № 314 условий):

– юридическим лицам и ИП при условии их регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки;

– производителям и поставщикам за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, превышающие объемы, предусмотренные Указом № 313.

Интересно, что с 1 октября 2015 г. оператор получает право оценивать достоверность сведений, представляемых юридическими лицами и ИП для получения указанной компенсации, в т.ч. путем анализа результатов их работы с выездом на место для определения расчетных объемов сбора отходов товаров и упаковки.

В случае если производителями и поставщиками заключен с оператором соответствующий договор и представлена необходимая информация, но не внесена плата в установленные сроки, то образовавшаяся задолженность по плате и процентам должны взыскиваться на основании исполнительной надписи нотариусов. Напомним, что в случае несвоевременного перечисления средств оператору начисляется пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки.

Александр ГАНАГО