Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
13.06.2006 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Больше рабочих мест - меньше безработицы

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, на одну вакансию-заявку, поступающую от работодателей в службу занятости, претендуют двое безработных. Это в городах, а в сельской местности и малых городах, где с трудоустройством и раньше было непросто, ситуация складывается критическая. Каким образом государство готово решать проблему занятости в регионах?...

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, на одну вакансию-заявку, поступающую от работодателей в службу занятости, претендуют двое безработных. Это в городах, а в сельской местности и малых городах, где с трудоустройством и раньше было непросто, ситуация складывается критическая. Каким образом государство готово решать проблему занятости в регионах?

Несмотря на позитивные  тенденции в целом на  рынке труда   Беларуси в последние два года (прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения служащих в связи с сокращением штата и ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, вырос спрос нанимателей на рабочую силу и др.), у служб  занятости, этих официальных регистраторов  безработицы, головной боли не убавилось.Приоритетными направлениями государственной политики занятости на 2006 г. обозначено создание новых рабочих мест в местах с высоким уровнем безработицы. Речь идет, в первую очередь,о регионах с градообразующими предприятиями, а также о дополнительных мерах по организации занятости наиболее уязвимых категорий граждан.

Анализ рынка труда показывает, что за последний год сильно изменилась структура безработных в республике. Стало больше тех, кому государство обязано предоставлять дополнительные гарантии занятости. В этот реестр попали неработающие длительное время граждане (18%), молодежь в возрасте 16-29 лет (49%, из которых почти каждый пятый - выпускник школы), женщины (69%)! Оказалось также, что почти 20% безработных составляют граждане социально уязвимых категорий, а каждый четвертый из них - вообще не имеет профессии.

При этом  прогнозируется, что в 2006 г. список только регистрируемых безработных (не стоит забывать, что растет и скрытая безработица) могут пополнить еще более 220 тыс. человек, а общее количество нуждающихся в трудоустройстве только через службы занятости может составить почти 290 тыс. человек (95,5% к 2005 г.).

Как снежный ком обросла этими проблемами периферия. В 52 районах на 1.01.2006 (в т.ч. в Брестской области - в 7, Витебской - в 12, Гомельской - в 7, Гродненской - в 10, Минской - в7, Могилевской - в 9) уровень безработицы превышал среднереспубликанский показатель. Причем наиболее заметна здесь тенденция роста женской и молодежной безработицы. В то же время на фоне трудоизбыточной конъюнктуры рынка рабочей силы в регионах сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения, где ситуацию усугубляет нестабильная работа градообразующих предприятий.

С учетом всех этих факторов Программой уже в 2006 г. предусмотрено создание за счет различных источников финансирование 97,2 тыс. новых рабочих мест. С учетом прошлых лет, эти планы конкретизированы и детализированы в разрезе городов, районов, населенных пунктов, предприятий и организаций. Таким образом, каждое четвертое рабочее место появится непосредственно в малых городах, где будут развернуты новые производства, открыты цеха и филиалы на действующих предприятиях, где расширится сфера услуг, будет развиваться предпринимательство.

Главный "источник" кадров для новых производств - незанятое население, выпускники местных учреждений образования, которые нуждаются в квалифицированной профессиональной подготовке. Более 65,5 млрд. руб. планируется выделить для этих целей в рамках государственной Программы развития профтехобразования на 2006-2010гг. По мнению специалистов Министерства образования, с учетом демографической ситуации и положения на рынке труда, где уже сегодня наблюдается избыток бухгалтеров, юристов, экономистов, придется пойти на сокращение приема на дневные бюджетные отделения техникумов и специальных учебных заведений, как минимум, на 3 тыс. человек, а освободившиеся средства пустить на обустройство этих учебных заведений.

Вдвое, по сравнению с прошлым годом, возросли объемы обучения безработных основам предпринимательской деятельности (каждый второй, получивший финансовую поддержку в виде ссуд и субсидий из средств госфонда содействия занятости на открытие своего дела получит возможность освоить теорию бизнеса). В 1,5 раза увеличено количество субсидируемых временных ученических рабочих мест для безработных выпускников высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений в рамках "Молодежной практики".

В общей численности безработных почти 18% - сельские жители, поэтому усилия заинтересованных сторон по обеспечению их занятости "синхронизированы" с мероприятиями Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Кроме того, почти 17% средств государственного фонда содействия занятости будут задействованы в текущем году непосредственно на финансирование усилий местных органов на трудоустройство сельчан (19,5 млрд. руб.). По сравнению с 2005 г. на 20% увеличено задание по переселению семей безработных на новое место жительства и работы (преимущественно в сельскую местность) с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд. Особое внимание при этом уделяется трудоустройству молодежи, инвалидов, женщин, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

Выпускники государственных вузов, ссузов, ПТУ должны будут получить распределение согласно полученным специальностям, а при направлении на учебу в другие регионы республики - материальную помощь для обустройства на новом месте.

Так уж случилось, что рынок труда в Беларуси изначально был в большей степени ориентирован на применение мужского труда, нежели женского. Это привело к тому, что на сегодняшний день в структуре безработных представительницы слабого пола составляют большинство. Таким образом, можно считать, что среднестатистический портрет безработного республики - это женщина в возрасте 33 лет со средним специальным образованием, имеющая детей. Смягчить проблемы женской безработицы, пожалуй, самая нелегкая из задач, стоящая и перед органами власти и социальными службами. И здесь выход один - сделать ставку на развитие предпринимательства, особенно в сфере информационных, бытовых и социальных услуг, торговли, т.е. там, где в максимальной степени можно использовать женский труд.

Такая целенаправленная политика на рынке труда, включающая обозначенные выше факторы, может стать фундаментом для разработки перспективных региональных стратегий по обеспечению занятости населения в регионах на 2007-2010 гг., выполнение которых и позволит зафиксировать безработицу в этот период в рамках 1,5-1,8%.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by