$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Больше, чем цифры

10.10.2008

В современном мире, когда балом правят цифры, мы все чаще обращаемся к статистике. В открытости и достоверности таких данных заинтересованы абсолютно все — и рядовые граждане, и субъекты хозяйствования, и государственные органы. Вот почему не мог остаться незамеченным факт преобразования с 4 октября т.г. Министерства статистики и анализа (Указ Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 № 445) в Национальный статистический комитет (Белстат) с подчинением его главе государства.

В чем суть перемен и как они отразятся на задачах нового ведомства? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Председателя Национального статистического комитета Владимира ЗИНОВСКОГО.

— Владимир Иванович, сам факт того, что ведущий орган госстатистики страны выводится из подчинения правительства и становится независимым в своей профессиональной деятельности, ко многому обязывает. Чем вызвано такое реформирование: стремлением соответствовать канонам международной практики или повышением роли статистических исследований в экономической жизни государства?

— Логика преобразования министерства продиктована необходимостью соблюдения принципа независимости при осуществлении профессиональной статистической деятельности, продекларированного в Кодексе норм Европейской статистики, принятом в 2005 г. для государств — членов ЕС. Такая норма закреплена и в нашем Законе «О государственной статистике».

Статистика — это больше, чем цифры. Показатели, собранные нашими специалистами, отражают в итоге не только количественные и качественные результаты работы промышленности, сельского хозяйства, торговли, уровня и условий жизни населения, но и определяются стратегия и тактика развития государства на перспективу. Продвигаясь вверх по вертикали, эти данные показывают не только развитие отдельных регионов, отраслей, министерств, концернов, но и эффективность работы самого правительства. И можно предположить, что тут картина может быть разной. Все зависит от того, к какой — реальной или «удобной» — статистике прибегают органы исполнительной власти на местах, дабы доложить о выполнении возложенных на них задач. Минстат подчинялся Совету Министров, министр входил в состав правительства, а назначение руководителей территориальных статорганов согласовывалось с исполкомами, и это подчас ставило наших специалистов в определенную зависимость от последних.

Неудивительно, что факт подчинения Минстата правительству вызывал определенное недоверие к представляемой нами сводной информации у международных организаций. В большинстве стран статистические органы стоят вне политики и правительственных организаций. Не случайно в Кодексе Европейской статистики, о котором говорил выше, из 15 основополагающих принципов официальной статистики первым назван принцип профессиональной независимости. Для нас это тоже важно. Преобразование Минстата в Белстат с подчинением главе государства изменит зависимую цепочку согласований и обеспечит получение объективной информации о социально-экономическом, демографическом и экологическом положении в республике и ее регионах.

— Как будут строиться в дальнейшем отношения ведомства с правительством, другими государственными структурами?

— Как и ранее, их суть будет сводиться к оперативному обеспечению сводной статистической информацией в соответствии с программой, утвержденной правительством.

— Повлечет ли изменение статуса министерства обычную в таких случаях структурную реорганизацию ведомства?

— Система органов госстатистики целом остается на прежних позициях, включая: республиканский орган госуправления (Белстат), территориальные подразделения (областные, г. Минска), соответственно, районные и т. д. Изменения численности работников органов статистики не предвидится.

— Поменяются ли функции ведомства? Каковы перспективы развития государственной статистики в республике?

— За Национальным статистическим комитетом сохранится функция межотраслевого регулирования координации деятельности всех госорганов в части ведения ими государственной статистики и ведомственной отчетности, которая существенно расширена с принятием Директивы Президента от 24.12.2006 г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Белстат продолжит реализацию Программы развития государственной статистики на 2006 — 2010 гг., основной акцент в которой сделан на совершенствовании методологии, повышении качества сбора, обработки и сохранения информации, укреплении доверия общества к официальной статистике.

Дальнейшее ее развитие мы связываем с созданием Единой информационной системы государственной статистики Республики Беларусь (ЕИСГС), предусматривающей комплекс мер по автоматизации процессов обработки и анализа информации с возможностью самого оперативного представления ее сводных данных всем заинтересованным пользователям.

Беседовала Светлана ПОЛЯКОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях