$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Большая сила лидских напитков©

18.12.2015

ОАО «Лидское пиво» завершило второй этап модернизации производства, увеличив мощности на 45%. Ресурсы для инвестпроекта стоимостью 41,1 млн. EUR предоставил владелец завода – международный концерн OlviOyj (Финляндия). Цель проекта – сделать производство в Лиде самым современным и эффективным в группе компаний, поясняет генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус МИКШИС.

Новый варочный цех с оборудованием компании «GEA Brewery Systems» (ФРГ) позволяет вести 12 варок в сутки по 45 000 литров. Отходы производства идут на изготовление кормодобавок для сельского хозяйства. Новое дрожжевое отделение позволяет разводить дрожжи верхового брожения и производить пиво по новым технологиям. В модернизированном цехе брожения установлены 6 новых цилиндро-конических танков, а в новом производственно-логистическом комплексе – линия розлива KHS мощностью 25 тыс. 1,5-литровых бутылок в час. Закуплено новое оборудование в рамках совместного проекта с PepsiCo, для которого также улучшена система водоподготовки.

«Мы преобразились не только технически, – говорит А.Микшис. – Поменялись и люди – сейчас они больше понимают. Построить коробки зданий легко, изменить людей – сложнее, а бренд и качество – самая большая модернизация в наших головах».

Ранее завод испытывал дефицит мощностей для производства пива. Весной приходилось затоваривать склады на все лето, причем пиво теряло некоторые качества. Теперь у предприятия достаточный потенциал, чтобы производить больше. Пока в республике объем продаж пива падает. На этом фоне «Лидское пиво» работает с опережением спроса. Так, если за январь–сентябрь т.г. розничный рынок сократился на 3,9% к аналогичному периоду 2014 г., то «Лидское пиво» нарастило предложение на 6,9%, до 59 856 тыс. л. По итогам января–октября продажи пива составили уже 66 млн. л, и планируется, что до конца года они достигнут 85–86 млн. л. В следующем году производство пива будет увеличено еще на 10%, в расчете на рост экспорта.

В то же время рынок кваса сократился в целом на 8,5%, а у «Лидского пива» продажи снизились за 9 месяцев лишь на 5,9%. При этом доля завода на рынке выросла с прошлогодних 56,1% до 57,7%. Положение в сегменте безалкогольных напитков выглядит еще сложнее: с начала года рынок упал на 13%, на таком фоне 6-процентный прирост «Лидского пива» выглядит вызовом. Положительная динамика достигнута, прежде всего, благодаря выпуску продуктов по лицензии PepsiСo. Завод удвоил свою долю рынка, доведя ее до 6,7%. Розница благосклонно восприняла новинки, у них большой, еще не раскрытый потенциал. Объем реализации питьевой воды увеличился на 4,8%, в то время как весь рынок вырос лишь на 0,6%.

Экспорт в декабре 2014 г. перевернул представления лидских пивоваров о приоритетах внешних поставок, вспоминает А.Микшис. «Как и у многих компаний, наш экспорт на 99% был ориентирован на Россию. И когда там продажи пива упали на 10,6%, а кваса – на 3,5%, мы отправились на выставки в Варшаву и Познань. Так удалось увеличить продажи в Европу и Азию на 62%. Сделаны первые отгрузки в Китай, готовимся к поставкам в Австралию».

Любопытно, что китайские иероглифы, обозначающие слово «Лида», буквально переводятся как «Большая Сила», «Энергия». Такое восприятие лидской продукции – само по себе отличная реклама. Китай стал одним из перспективных направлений по ряду причин: интерес к нашей стране, дружественная государственная политика, регулярный обмен делегациями. Несмотря на транспортные издержки, продукт доступен потребителям. К тому же китайский рынок напитков растет на 30–40% в год, и на нем много места для любых новинок.

Существенных изменений в продуктовом портфеле «Лидского пива» в 2016 г. не предвидится. «Сегодня наше классическое пиво недооценено местным потребителем, а на дегустациях международных выставок именно оно показывает изумительные результаты, – отмечает А.Микшис. – Думаю, маркетинговая активность поможет обратить на него внимание. Поскольку пиво – массовый продукт, мы делаем ставку на средний ценовой сегмент: в дешевые идти не хотим, а высокий – не потянем. Зато в своем среднем сегменте можем предложить хорошее и доступное пиво для всех». Лидером продаж в этом году признан бренд «Лидское», включающий почти все виды легкого пива, темного и светлого. За ним по популярности идет квас.

«Следующий год будет сложным, но, надеюсь, стабильным, – прогнозирует гендиректор. – В такие годы нам удаются хорошие результаты». Конечно, трудно работать в условиях неопределенности. При наличии большого валютного кредита любая волатильность курсов тут же сказывается на финансовом результате. «Если в следующем году все будет хорошо, мы заплатим больше налогов, увеличим зарплаты, социальные расходы и будем творить вокруг себя красоту, – планирует А.Микшис. – Я с оптимизмом смотрю в новый год. В Беларуси любая европейская компания может делать бизнес, который знает, мы – такой пример. На местном рынке планируется не падать, а расти в соответствии с ситуацией». До конца года завод намерен изготовить 170 млн. л напитков, а в 2016 г. – увеличить их выпуск еще на 60 млн.

Даже потеряв из-за девальвации более 2 млн. EUR, Лидский пивзавод генерирует больше прибыли, чем аналогичное производство группы Olvi в Финляндии. «В этом году налоги с прибыли существенно ниже, чем в прошлом. Тем не менее на нас все смотрят с уважением и завистью: мы не просим денег и понемножку возвращаем кредиты, – отмечает А.Микшис. – Представляя новый бюджет совету директоров, я прогнозирую в нем такой же уровень прибыли, как в текущем году. Мы самый большой завод в группе, и наш результат существенно влияет на курс акций. Поэтому все усилия должны быть направлены на рост прибыли и производства. Сегодняшний результат устраивает акционеров, т.к. мы показываем рост».

Реализация инвестпроекта не заставляет «Лидское пиво» менять бизнес-модель в целом, считает А.Микшис: «Один из самых наших больших успехов в том, что мы никогда не пытались сделать революцию, например, захватить рынок очень большими скидками». Идти по пути демпинга в Лиде не собираются. Здесь предпочитают работать над культурой питья, качеством, возвращением исторического наследия. Например, технологии нового варочного цеха направлены на то, чтобы вкус пива не менялся со временем. Цель предприятия – создавать продукт, продлевающий удовольствие от потребления. При этом важную роль играют инновации – в рецептах, производстве, маркетинге. «Китайская пословица гласит: в трудные времена одни строят стены, другие – ветряные мельницы, – говорит А.Микшис. – Мы из тех, кто строит мельницы, поэтому видим возможности и в трудные времена сделать продукт лучше, чем другие».

Оксана КУЗНЕЦОВА