Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Программы
15.03.2016 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Большая программа для малого бизнеса

Удастся ли МСП монетизировать госпрограмму, разработанную для него Правительством?

Целью Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 23.02.2016 № 149, провозглашается развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста. Для этого планируется улучшить деловую среду, содействовать развитию субъектов МСП и усовершенствовать инфраструктуру их поддержки, а также сформировать позитивное отношение граждан к предпринимательской инициативе.

В программе отмечается, что в условиях рыночной экономики устойчивое развитие напрямую зависит от активности МСП. Мобильность и умение легко адаптироваться к часто изменяющимся рыночным условиям делает этот сектор фундаментом для интенсивного экономического роста.

По мнению авторов документа, Беларусь здесь не является исключением, тем более что вопросы экономического роста и источников его обеспечения сегодня как никогда актуальны. Поэтому развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства объявляется одним из национальных приоритетов. Причем не уточняется, достижимы ли такие цели в экономике, которая не может считаться рыночной из-за высокой степени вмешательства государства.

Об этой проблеме свидетельствует и приведенная в программе динамика показателей МСП. С 2010 по 2014 гг. удельный вес занятых в этом секторе вырос с 31,9 до 32,5%, т.е. всего на 0,6 п.п., причем если в Минской области число сотрудников МСП и ИП выросло на 6,6%, в Минске – на 3%, в Гродненской области – на 1,3%, то в Витебской области оно снизилось на 11,7%, а в Могилевской – на 8,6%. Правда, в 2010–2014 гг. отмечался рост числа субъектов МСП, что в программе объясняется благоприятными изменениями в условиях ведения бизнеса. Однако доля МСП в общем объеме выручки за этот период увеличилась всего на 0,1 п.п. – до 37,1%. К сожалению, в программе не учитываются данные за 2015 г., в котором «тенденция роста количества» несколько утратила свою «устойчивость».

На территории республики малый и средний бизнес в основном сосредоточен в столице и крупных городах. При этом у нас на 1000 жителей приходится 38,3 субъектов МСП, что сопоставимо с Россией (39), Польшей (37), Латвией (35) и Литвой (32), хотя влияние МСП на экономику страны куда меньше, чем в развитых странах. Доля валовой добавленной стоимости, формируемая субъектами МСП, с 2011 г. по 2014 г. увеличилась всего на 1,4% до 28,7%. При этом большая часть малого бизнеса занята в сфере услуг, включая торговлю (73% микро- и малых организаций и 85% ИП). Интересно, что если число субъектов МСП, занятых в промышленности, выросло за 4 года на 27,6%, то их доля в общем объеме промышленного производства – с 15,1% всего до 16%.

Отметим, что приведенные в программе показатели включают данные как по частным, так и по государственным малым и средним компаниям. Поэтому некоторые параметры связаны не столько с успешным развитием МСП, сколько с наличием в некоторых сферах деятельности государственных посредников (например, при экспорте нефтепродуктов и удобрений).Планируется довести в 2020 г. удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в валовой добавленной стоимости республики до 32%, долю занятых в нем работников, а также ИП и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике – до 35%.

Целевые параметры программы приведены в таблице.         

                                                            Значения показателей по годам

 

2016

2017

2018

2019

2020

Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в общей валовой добавленной стоимости, %

28,8

29,2

29,8

30,8

32,0

Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также ИП

и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности

занятых в экономике, %

32,6

33,3

33,7

34,2

35,0

Количество юрлиц – субъектов МСП на 1 тыс. занятых

в экономике

26,0

27,0

27,8

28,8

29,6

Количество ИП на 1 тыс. занятых в экономике, единиц

54,1

56,7

57,5

58,5

59,5

Удельный вес выручки юрлиц – субъектов МСП в общем объеме выручки, %

37,2

37,7

38,6

39,8

41,3

Количество центров поддержки предпринимательства (ЦПП), единиц

91

98

104

109

114

Количество инкубаторов малого предпринимательства, единиц

23

28

30

35

38

Количество проведенных ЦПП обучающих курсов

3160

3290

3410

3520

3610

Количество созданных юрлиц – субъектов МСП на 1 тыс. действующих юрлиц – субъектов МСП, единиц

77,8

78,5

80,1

80,8

83,0

За место в рейтинге

Едва ли не треть программы занимает приложение 3, посвященное задаче повышения позиций Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing Business с нынешнего 44 места среди 189 стран до тридцатки лидеров. Подсчитав на «калькуляторе» показатель удаленности от передового рубежа, авторы программы сформулировали ряд мер, чтобы добраться до нее. Если бы все их удалось реализовать, то Беларусь заняла бы 7 место, сообщил на пресс-коференции 11 марта директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц.

В частности, ради улучшения рейтинговых позиций в отчете ВБ власти намерены еще на 1 день сократить срок регистрации предприятий, довести до 100% охват взрослого населения в государственном реестре кредитоспособности, улучшить взыскание долгов с 37,6 до 38 центов на доллар (что, кстати, почти вдвое ниже, чем в странах ОЭСР).

Предлагается существенно повысить уровень защиты миноритарных инвесторов (правда, не от государства). Для этого власти намерены внести очередные поправки в Закон «О хозяйственных обществах», в т.ч. установить требования о наличии независимых директоров, создании комитета по аудиту, публичном раскрытии информации о членах советов директоров, их ежегодном вознаграждении, закрепить обязательность предложения о выкупе акций у акционеров общества при приобретении 50% акций. Предлагается передать в исключительную компетенцию общего собрания решения о выборе аудиторской организации, привлечение обществом внешнего аудитора для проверки сделок с заинтересованностью аффилированных лиц, включить информацию о совершении таких сделок в годовую бухгалтерскую отчетность АО (что, кстати, требовалось до 1.01.2015 г., пока не было отменено постановление Минфина от 14.12.2006 № 161).

Улучшить позиции в рейтинге по показателю «Разрешение неплатежеспособности» должны упрощение процедуры реализации имущества, в т.ч. посредством электронных торгов, усиление имущественной ответственности менеджеров за ненадлежащее управление деятельностью субъектов хозяйствования – банкротов, совершенствование системы вознаграждения антикризисных управляющих, сокращение сроков проведения процедур банкротства.

В рамках улучшения показателя «Налогообложение» планируется лишь снизить время на исчисление и уплату налогов со 176 до 165 часов. Для этого обещается улучшить качество электронного декларирования, а также повысить налоговую культуру и грамотность плательщиков путем проведения широкой разъяснительной работы. Число налогов не изменится. Общая налоговая ставка по-прежнему составит 51,8% (от прибыли), а зарплатные налоги – 39%, что существенно выше, чем в регионе (34,8 и 20,4%) и странах ОЭСР (41,2 и 24,1%). Судебные издержки тоже останутся на прежнем уровне.

Таким образом, «рейтинговые» мероприятия, предусмотренные программой, будут иметь сугубо «организационно-технический» характер. Остается надеяться, что МСП удастся каким-то образом монетизировать их в рост прибыли, больше половины который изымается государством. Определенные надежды внушает обещание проработать вопрос об увеличении размера инвестиционного вычета, применяемого при исчислении и уплате налога на прибыль (с учетом возможностей бюджета), а также упростить порядок определения объекта для начисления взносов в ФСЗН. К сожалению, о каких-либо послаблениях со штрафами и конфискациями в программе ничего не сказано. Возможно, эти вопросы будут поставлены в ином формате – например, в обновленном варианте Директивы № 4, который, как пообещал П.Арушаньянц, «скоро увидит свет».

Помочь материально и морально

Планируемый объем финансирования программы составляет 6038,8 млрд. Br, в т.ч. за счет средств республиканского и местных бюджетов, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Большая часть этой суммы предназначена для господдержки МСП. При этом предполагается изменение критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства, совершенствование финансовой и нефинансовой их поддержки. Кроме того, планируется расширить арсенал финансовых инструментов для поддержки МСП, сократить число административных процедур, оптимизировать сроки их осуществления и платы. Запланирована масштабная работа по формированию положительного имиджа предпринимательства, разъяснению экономической политики государства и новшеств законодательства, в т.ч. с применением Интернета, проведением обучающих мероприятий, семинаров и круглых столов, ярмарки инновационных идей, бизнес-форумов.

В программе значатся разработка и реализация комплекса мер по развитию школьных бизнес-компаний, создание специализированного веб-портала для бизнеса, проведение национального конкурса «Предприниматель года».

Будем надеяться, что эти усилия не испортит уголовная хроника, «героями» которой часто становятся предприниматели, обвиняемые в неуплате налогов и иных нарушениях.

Власти намерены расширить сеть субъектов инфраструктуры поддержки МСП, в т.ч. центров поддержки и инкубаторов. Сегодня они в основном расположены в областных центрах и крупных городах, а их услугами охвачено около 130 тыс. человек, или 8,8% от общей численности занятых в сфере МСП. Как сообщил на пресс-конференции П.Арушаньянц, планируется создание таких структур во всех городах с численностью свыше 30 тыс. человек.

Власти намерены ежегодно проводить форум по подведению итогов работы субъектов инфраструктуры поддержки МСП и определению задач на очередной год.

Большое внимание будет уделяться оценке регулирующего воздействия административных процедур для бизнеса, эффективности деятельности руководителей республиканских и местных органов управления по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Активизировать диалог бизнеса и государства предполагается путем перехода на системную (плановую) работу общественно-консультативных и экспертных советов (иных структур), созданных при госорганах.

В программе отмечается, что достижение поставленных целей может быть осложнено различными рисками, в т.ч. правовыми и финансовыми. Чтобы минимизировать их влияние, предлагается привлечь заинтересованные стороны к обсуждению проектов документов на этапе их разработки, учитывать планируемые изменения в законодательстве, ежегодно уточнять объемы финансирования и его приоритеты, сформировать эффективную систему управления реализацией программы, проводить систематический мониторинг ее результативности и своевременно корректировать мероприятия.

 

Точка зрения


Жанна ТАРАСЕВИЧ, сопредседатель Правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского


Вопрос о том, что нужно для поддержки малого и среднего бизнеса, включает очень много составляющих. Порой проще перечислить, чего не надо делать.

Например, ни в коем случае нельзя:
– сужать применение упрощенной системы налогообложения для МСП;
– закрывать магазины на несколько суток, лишая государство налогов, бизнес – дохода, потребителя – удовлетворения своей потребности;
– вводить для частных медицинских центров жесткие и неравные условия лицензирования;
– устанавливать такие штрафные санкции за незначительные нарушения, после уплаты которых предприятие остается без денег.
Казалось бы, хорошей новеллой стало приложение 3, содержащее план действий по улучшению рейтинговых позиций нашей страны в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса». Но он, скорее, носит декоративный характер, чем представляет собой реальные действия для улучшения деловой среды.
В программе нет реальных шагов по поддержке МСП, которые необходимо сделать. Это, прежде всего, меры по финансовому оздоровлению, в т.ч. 
– «каникулы» на изменения в налоговом законодательстве, ухудшающие условия ведения предпринимательской деятельности (например, сужение применения упрощенной системы налогообложения);
– временный возврат метода признания выручки «по оплате» для целей налогообложения;
– запрет на временное закрытие торговых объектов без решения суда и т.д.;
– направления и, по возможности, конкретные мероприятия по гармонизации законодательства, регулирующего деятельность МСП, в рамках Евразийского экономического союза.
Учитывая, что экспорт – одно из приоритетных направлений для экономики страны, следовало бы имплементировать действующую систему его поддержки для субъектов МСП. Здесь интересен опыт Финляндии по предоставлению налоговых, таможенных и тарифных льгот и, в частности: возврат импортной пошлины и ввозного НДС (в случае, если импортируемые товары используются в производстве экспортной продукции), дотации отечественным экспортерам по отдельным видам продукции; региональные транспортные субсидии и др.
Учитывая сложности наполнения государственного бюджета и социальную направленность развития экономики Беларуси, представляется целесообразным предусмотреть разработку комплекса мер по привлечению частных инвестиций в отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, социальные, коммунальные и персональные услуги и др.), а не ужесточение условий лицензирования частных МСП в медицинской деятельности.
В разделе «Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства» важно предусмотреть на основе зарубежного опыта и создание новых ее субъектов. Это могут быть гарантийные фонды, подобные существующим в Германии, агентства регионального развития (Польша) или агентства стимулирования экспорта (Россия), фонды развития и исследований (Финляндия).
Особый вопрос – совершенствование поддержки развития предпринимательства, развития социального партнерства на микро- и макроуровнях, а также создание условий для становления саморегулируемых организаций. Для этого нужно было включить в Программу мероприятия по стимулированию МСП для участия их в общественных бизнес-объединениях. Это и создание законодательства по саморегулированию бизнеса, и предоставление права включать суммы вступительных и членских взносов, перечисляемых в объединения предпринимателей и нанимателей (работодателей), в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, или вычитать их из налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов.
К сожалению, в программе и мероприятиях по ее реализации не просматривается ни увязка с Директивой № 4, ни ориентация на ее новой редакцию, которая пока так и остается в проекте. Впрочем, «лучше синица в руках, чем журавль в небе». А потому будем надеяться, что эта программа будет успешно реализована и станет основой для дальнейшего развития МСП.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by